Остроконечная будёновка с красной звездой – неотъемлемый атрибут «хрестоматийного» образа красноармейца эпохи Гражданской войны. Однако мало кто знает, что палитра цветовых элементов формы в РККА была весьма разнообразна.
Рождение будёновок
Знаменитые суконные шлемы-будёновки, как и в целом обмундирование Красной Армии, по одной из версий, являлись наследием «кровавого царского режима». Изначально они назывались «богатырками» и предназначались для парадов победы императорской армии в Берлине и Константинополе. Форма головного убора, похожая на шеломы древнерусских воинов, должна была напомнить миру о тех временах, когда князь Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Предположительно, «богатырки» образца 1915 года украшались двуглавым орлом. Но, как известно, Первая мировая война затянулась. Русская армия то захватывала территории, то уступала их, а пошитые концерном промышленника Николая Второва шлемы лежали на складах мёртвым грузом. Здесь их и обнаружили большевики в начале 1918 года.
Конечно, бойцу Рабоче-Крестьянской Красной Армии негоже было воевать в «царской» униформе. Поэтому дореволюционные документы, связанные с проектированием шлемов, были отброшены. Вместо этого с 7 мая 1918 года начала работу комиссия по созданию «новой» формы РККА, в которую вошли знаменитые художники — Виктор Васнецов и Борис Кустодиев. Васнецову, по сути, требовалось лишь повторить собственные эскизы «богатырок».
Двуглавых орлов на шлемах сменила пятиконечная звезда. Этот символ утвердил председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Советским людям традиционно объясняли, что пять лучей звезды означают «торжество коммунизма на пяти континентах». Однако в изначальных документах РККА символ назывался «марсовой звездой» в честь римского бога войны Марса. Кроме того, до революции члены РСДРП зачитывались утопическим романом Александра Богданова «Красная звезда» (1908 год). Его действие происходило на Марсе, где инопланетяне построили коммунистическое общество.
Сначала красную звезду использовали в качестве нагрудного знака, а внутри неё рисовали плуг и молот. Но с утверждением суконных колпаков в январе 1919 года звёзды переместили на них, а рисунок упростили до серпа и молота. К слову, с серпом в руке в древности изображался шумерский «предшественник» римского Марса – бог войны Нергал, персонификация планеты Марс.
«Радужные» звёзды Красной Армии
Символика РККА не ограничилась красной звездой. Цвет звёзд стали дифференцировать в зависимости от рода войск. Тем же цветом окрашивались петлицы на шинелях (на военном жаргоне их называли «клапана» или «разговоры»).
Цвета знаков различия были прописаны в приказе Реввоенсовета Республики № 116 от 16 января 1919 года. Красный (официально «малиновый») цвет закрепился за пехотой. Синий отличал кавалерию. Артиллерия получила будёновки с оранжевыми звёздами, инженерные войска – с чёрными, воздушный флот – с голубыми, а пограничная охрана – с зелёными звёздами. До февраля 1922 годы суконные звезды полагалось выделять чёрной окантовкой, кроме того, к ним крепились медные красные звёздочки-кокарды.
«Характерные цветные клапана, петлицы и головные уборы «будёновка» сразу же резко выделили регулярные части Красной Армии из многообразной военной толпы партизанско-анархистского толка», – отмечает историк Юрий Веремеев.
Обретя запоминающийся внешний вид, Красная Армия стала внушать уважение противнику, хотя в среде самих красноармейцев шпиль на шлеме воспринимался с иронией – его называли «громоотводом». Уже после Гражданской войны были разработаны военные знаки отличия для чекистов – с 1924 года они носили темно-серые будёновки с краповыми звёздами.
«Разноцветные звёзды» в культуре
Даже советским пропагандистам непросто было разобраться в знаках отличия РККА. Например, на украинском плакате «Вступайте в красную конницу», выпущенном в 1920 году, изображался кавалерист с красной звездой на будёновке.
Но впоследствии во множестве фильмов о Гражданской войне кавалерийскую форму показывали правильно. Например, в ленте «Неуловимые мстители», ставшей одним из лидеров советского проката 1967 года, действовала четвёрка кавалеристов с синими звёздами на будёновках.
Любителям отечественной фантастики известны стихи Владислава Крапивина из романа «Голубятня на жёлтой поляне», посвящённые юному кавалеристу:
Звёздной ночью осенней
Улечу из гнезда.
На будёновке серой –
Голубая звезда.
Упоминал красноармейцев в будёновках с синими звёздами Кир Булычев в повести «Осечка-67» и многие другие писатели. Однако прочие цвета красноармейских звёзд так и остались малоизвестными.