Несмотря на молодость понятия «икона стиля», уже начиная с XVII века в России можно вспомнить людей, образ жизни и внешний вид которых становились примерами для подражания.
Боярин Матвеев
Любимец царя Алексея Михайловича был одним из прогрессивнейших людей своего времени, и сегодня он, вероятно, мог бы носить титул «иконы стиля». Артамон Сергеевич обладал всеми необходимыми для этого качествами, и в первую очередь, смелостью, готовностью принять новое.
В его «изящный дворец» на светские посиделки съезжались со всей Москвы для общения, забывая о традиционном варианте организации досуга с «неумеренным пьянством». Слух общества услаждали «бесовские» домры, гусли и другие инструменты, которые зазвучали впервые после длительного запрета, да не на ярмарке, а в доме царского приближенного. На стенах, оклеенных обоями, висели картины, часы, а также зеркала – и такое убранство дома на европейский манер в XVII веке было в диковинку, как и европейское платье боярина Матвеева.
За «новациями» Матвеева следили, некоторые даже пытался их копировать. В то время как одни судачили о матвеевских «журфиксах» и о появлении его жены Евдокии Григорьевны в открытом платье в мужском обществе, другие почитали «благодетеля» за меценатство и заступничество.
Князь Голицын
О способах ухода за собственными усами первого столичного модника князя Василия Голицына слагали легенды. Говорили, чтобы добиться совершенства он использовал различные заморские специи. Угнаться за князем могли единицы. Его атласный кафтан с соболиной оторочкой украшали золотое шитье, жемчуг и драгоценные каменья. Шапка шилась из редчайшего и самого дорого белого соболя.
По преданию, вслед за Голицыным состоятельные вельможи стали возводить по Москве каменные дома. Глядя на князя, многие решались появиться при дворе с голым подбородком или в польском кунтуше. Он являлся законодателем моды, элементы которой позднее войдут в историю под эгидой петровских нововведений.
Александр Куракин
Свои наряды для выхода в общество князь Куракин составлял при помощи специальных альбомов с образцами материй и аксессуаров. В период службы в Париже роскошь великолепных одеяний русского дипломата закрепила за ним прозвище «алмазного князя», в России же его называли презрительно - «павлин». Алмазные пряжки, изысканные табакерки, нежнейшее кружево, обилие драгоценностей, в том числе перстни, которые стоили целое состояние, - «великий господин», как писал о Куракине Вигель, умел наряжаться как никто другой. Сегодня Александра Борисовича причисляют к первым русским денди – законодателям моды XIX века.
Ида Рубинштейн
Первые «Русские сезоны» Дягилева в начале прошлого столетия произвели фурор в фэшн-столице Европы. Парижские модельеры открыли для себя новый источник вдохновения – декорации и костюмы дягилевских постановок. Вслед за звездой балета «Шахерезада» Идой Рубинштейн сначала европейские, а затем и петербургские модницы выбирали в качестве домашнего одеяния брюки-шаровары, а в свет выезжали в «хвостатых» платьях, тюрбанах, восточных туниках.
Особенным шиком считались парики с цветными волосами – серебряными или золотыми. Впрочем, неудивительно, что высокая русская балерина «с острыми, как мечи, коленями и локтями» покорила публику.
От декадентской разочарованности, «ослепительности и умопомрачительности», восточного великолепия и агрессивной сексуальности Иды, как писал Волынский, «хотелось застрелиться». Жизненный принцип «ожившего ассирийского биральефа» – «ни микроба банальности» - позволил женщине при жизни стать «иконой стиля».
Владимир Маяковский
Появление Маяковского на публике почти всегда вызывало фурор. Расклешенное пальто, розовый пиджак с черными атласными лацканами, цветной галстук с полосатой рубахой, цилиндр английского денди? Журналисты гадали - в чем сегодня появится Маяковский?
Он обладал безупречным чувством стиля и не боялся эпатировать «сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками скромность и приличие». Его скандальная желтая кофта стала символом эксцентричности. Она была настолько провокационной, что полиция проверяла наряд поэта перед выступлениями.
«Королем эпатажа» и «панком революции» его назовут намного позднее. Современники же будут боготворить его за бунтарство, потрясающую самоуверенность и непринужденность, выдающиеся ораторские способности и жизненную энергию.
Интересно, что именно Маяковский одним из первых стал носить бушлат. Эту удобную и практичную вещь выбирают в качестве верхней одежды и сегодня.
Любовь Орлова
В 1934 году на советские экраны выходит фильм «Веселые ребята», и Любовь Орлова вмиг становиться популярной. На протяжении трех десятилетий женщины СССР будут копировать ее прическу, укладывая волосы волнами и оставляя россыпь мелких завитков на висках. Угнаться за звездой экрана было практические невозможно, ведь наряды Орлова привозила из-за границы, а платье заказывала у известных столичных портних, шивших для элиты.
На коммунальных кухнях судачили: мол, не увидев среди своих аксессуаров нужные перчатки, Орлова летит за ними в Париж.
Историки моды назовут стиль актрисы «сталинским гламуром». Блистать Орлова будет не только на экране. В жизни она не менее тщательно подбирала гардероб, отдавая предпочтение юбкам чуть ниже колена, пышным блузам с глухим воротничком или бантом. Обожала жемчуг и шляпки. А вот ее мужской пиджак с подплечниками, который Орлова «позаимствовала» у Марлен Дитрих, будет возвращаться в моду неоднократно: в 80-е прошлого столетия и пять лет назад.
Раиса Горбачева
Зарубежная пресса писала о ней, как о единственной кремлевской жене, габариты которой меньше мужа, и наградила званием «коммунистической леди с парижским шиком». Раиса Максимовна всегда выглядела элегантно: и на встрече с королевой Елизаветой II, и во время августовских событий 1991 года. За все годы публичной жизни она ни разу не допустила просчета при выборе аксессуаров: шляпки, украшений или сумочки.
Она никогда не пользовалась услугами западных кутюрье, предпочитая заказывать наряды в «Кузнецком мосту».
Безупречное чувство стиля позволяло ей успешно участвовать в моделировании: вносить коррективы в эскизы, выбирать ткани. Каждым своим появлением на публике Раиса Максимовна доказывала всему миру: российские женщины могут выглядеть модно и улыбаться, несмотря ни на что.
К ней относились по-разному: одни осуждали, изрыгая упреки черной зависти, другие восхищались и пытались отыскать в «Бурде» подобное платье, раскроить чудом добытую ткань и сшить на собственной машинке обновку. Кстати, популярный во всем мире журнал мод «Burda moden» стал выходить на русском языке при непосредственном содействии Раисы Горбачевой.