Русское искусство снова в моде: российский павильон на Венецианской Биеннале 2013 имел оглушительный успех. На правах триумфаторов вспоминаем главные победы русских художников на главной международной выставке искусств.
Настоящий фурор в Европе вызвал Сергей Дягилев. Он привез в Венецию лучшие работы начала ХХ века: живопись Серова, Кустодиева и Врубеля соседствовала с графикой Леона Бакста.
Михаил Врубель был отмечен критиками как «самый характерный, самый индивидуальный художник и наименее западный во всей русской секции»,
а отобранный Дягилевым «Портрет семьи Поленовых» работы Кустодиева принес России главный приз - Большую золотую медаль.
Россия становится одной из первых стран, получивших собственный павильон, место для которого выбрала лично Великая княгиня Мария Павловна. На открытие присутствовала особая петербургская делегация во главе с Великой княгиней. Автором павильона стал Владимир Щусев – впоследствии классик советской архитектуры и автор мавзолея Ленина (Казанского вокзала, Штаба ФСБ на Лубянке).
Для «первой советской выставки» в Венеции были отобраны лучшие представители «революционного искусства» - Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Александр Родченко и многие другие – комиссар Петр Коган попытался одновременно показать 600 произведений 120-ти авторов. В итоге, три картины и рисунки Казимира Малевича остались в подвале, а портрет председателя Реввоенсовета Льва Троцкого кисти Юрия Анненкова, разумеется, был в развеске.
По итогам, подведенным 3-го сентября, экспозиция «DANAE» московского концептуалиста Вадима Захарова стала одной из самых посещаемых за три месяца работы Биеннале, а комиссар русского павильона и президент фонда «Stella art Foundation» Стелла Кесаева выпускает приуроченное к юбилею 800-страничое издание «Русские художники на Венецианской Биеннале 1893-2013».
Дарья Синельник