06/09/13
7 триумфов русского искусства

Русское искусство снова в моде: российский павильон на Венецианской Биеннале 2013 имел оглушительный успех. На правах триумфаторов вспоминаем главные победы русских художников на главной международной выставке искусств.

1
1897

Россия была представлена на выставке с первых лет работы тогда еще «Международной художественной выставки города Венеции».
Первым комиссаром русского отдела становится Илья Репин - помимо ажиотажа вокруг русского павильона, его картина «Дуэль» была особо отмечена итальянским жюри.

2
1907

Настоящий фурор в Европе вызвал Сергей Дягилев. Он привез в Венецию лучшие работы начала ХХ века: живопись Серова, Кустодиева и Врубеля соседствовала с графикой Леона Бакста.
Михаил Врубель был отмечен критиками как «самый характерный, самый индивидуальный художник и наименее западный во всей русской секции»,
а отобранный Дягилевым «Портрет семьи Поленовых» работы Кустодиева принес России главный приз - Большую золотую медаль.

3
1914

Россия становится одной из первых стран, получивших собственный павильон, место для которого выбрала лично Великая княгиня Мария Павловна. На открытие присутствовала особая петербургская делегация во главе с Великой княгиней. Автором павильона стал Владимир Щусев – впоследствии классик советской архитектуры и автор мавзолея Ленина (Казанского вокзала, Штаба ФСБ на Лубянке).

4
1924

Для «первой советской выставки» в Венеции были отобраны лучшие представители «революционного искусства» - Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Александр Родченко и многие другие – комиссар Петр Коган попытался одновременно показать 600 произведений 120-ти авторов. В итоге,  три картины и рисунки Казимира Малевича остались в подвале, а портрет председателя Реввоенсовета Льва Троцкого кисти Юрия Анненкова, разумеется, был в развеске.

5
1928

Полотно «Смерть комиссара» Петрова-Водкина произвело неизгладимое впечатление на Бенедетто Муссолини, посетившего советский павильон. Уже привычная теснота экспозиции компенсировалась неподдельным любопытством публики к культуре загадочного «государства рабочих и крестьян».

6
1950

Главные комиссары Биеннале устраивают ретроспективу работ создателя абстракционизма Василия Кандинского, чье полотно «Белый зигзаг» было куплено правительством Италии для главного холла Музея современного искусства Венеции, где находится до сих пор.

7
2013

По итогам, подведенным 3-го сентября, экспозиция «DANAE»  московского концептуалиста Вадима Захарова стала одной из самых посещаемых за три месяца работы Биеннале, а комиссар русского павильона и президент фонда «Stella art Foundation» Стелла Кесаева выпускает приуроченное к юбилею 800-страничое издание «Русские художники на Венецианской Биеннале 1893-2013».

Дарья Синельник

7 известнейших русских звонарей