29/08/17

«Царские болезни» рода Романовых

Род Романовых формально начался с Блаженного Федора, сына Ивана IV Грозного и закончился цесаревичем Алексеем, который был болен гемофилией. Болезни постоянно преследовали эту династию, редко кто из правителей и правительниц доживал даже до 60-летия.

«Голова — предмет темный»

Федор Иоаннович не имел сыновей, хотя и был женат трижды. Иван Грозный обвинял в бесплодии жен своего отпрыска. Царь не мог допустить мысль о том, что его наследник не способен продолжить род. Хотя дети у Федора были — его дочь прожила всего 9 месяцев. Природа сделала свое, и слабая ветвь рода погибла. Во главе государства встал Борис Годунов — шурин, брат жены Федора. Сам Иван Грозный и его сын Дмитрий, который мог бы стать соперником Федору в борьбе за престол, отличались особой жестокостью, что также может быть свидетельством психических нарушений.

Иван Грозный и Петр I страдали ужасными мигренями. По свидетельствам очевидцев, головные боли Петра не давали ему спать, и его супруга Екатерина часами укачивала его, как ребенка, на своей груди. Помимо мигреней Петр I страдал также нервным тиком и спонтанными вспышками гнева, свойственными и его предку Ивану Грозному. Петра III, внука Петра I, тоже трудно назвать вменяемым человеком. Например, одно его желание спрятаться от взбунтовавшихся гвардейцев в игрушечной крепости ставит под сомнение умственные способности престолонаследника. Так что не исключено, что и ему передались по наследству не только трон, но и проблемы с психикой.

Чахотка

Туберкулез сегодня считается болезнью в основном неблагополучных слоев населения. Однако до революции чахоточный румянец на бледном лице был одним из весьма распространенных «украшений» сильных мира сего. Туберкулез являлся, по сути, наследственной болезнью в царской семье Романовых. От него в разное время умерли Николай I, Георгий Александрович (сын Александра III), Екатерина I. Болели им и другие царственные особы.

Чахоточный тип телосложения со впалой грудью и узкими опущенными плечами был отличительной чертой многих детей и взрослых в семье Романовых. Распространенности этого заболевания способствовали узкий круг общения, неправильное питание, сырость в помещениях, отсутствие физической активности.

Подагра

Этим заболеванием тоже часто болели престолонаследники из семьи Романовых. Подагра — нарушение обмена веществ, при котором ураты (мочекислые соли) оседают в различных тканях, образуя узелки — тофусы. Петр I мучился от болей в суставах, вызванных этим заболеванием. Анна Иоанновна умерла от мочекаменной болезни, возникшей как осложнение подагры. Смертельное поражение почек было и у Михаила Федоровича.

Подагра может быть наследственной, но часто возникает у тех людей, которые злоупотребляют белковой пищей (рыбой, мясом) и красным вином. Эти продукты богаты пуринами — веществами, способствующих образованию игольчатых кристаллов уратов. Эти острые кристаллические структуры разрушают близлежащие клетки, раздражают нервные окончания и вызывают локальные воспаления.

Кровь не водица

Цесаревич Алексей, сын Николая II, последнего царя из династии Романовых, был болен несвертываемостью крови. Ученые определили, что у него была гемофилия по типу «В». Сегодня этой разновидностью болезни страдает всего один ребенок из 60 000 детей. Заболевание передалась ему от матери Виктории-Алисы-Елены-Луизы-Беатрисы Гессен-Дармштадтской, которой перед замужеством взяла имя Александра Федоровна.

Мутация гена Ф9, вызывающая гемофилию, изучена у нескольких поколений царствующих особ разных стран. Поскольку близкородственные браки среди императорских особ были распространенным явлением, а мезальянсы не поощрялись, ученым удалось проследить, что впервые этот измененный ген появился у королевы Виктории, прабабушки Алексея. К гибели царского рода Романовых отчасти привел именно этот недуг.

Царскому роду были свойственны и другие заболевания: гипертония, ожирение, инфекционные болезни. Они могли быть следствием неправильного образа жизни и антисанитарии, царившей в те времена. Во многих случаях причиной смерти престолонаследников и их детей становилась не наследственная или приобретенная болезнь, а убийство.