В печати время от времени появляются сообщения о том, что во времена Михаила Горбачёва СССР добровольно уступил США какие-то свои территории в Беринговом и Чукотском морях.
Оценка Государственной Думы России
Поскольку это моря, то речь может идти не о территориях, а только об акваториях. Правда, эти акватории включают береговой шельф, который является продолжением континента. Впрочем, шельф здесь в равной степени как азиатский, так и североамериканский, поскольку минимальная глубина Берингова пролива – 36 метров.
В 1990 году министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и государственный секретарь США Джеймс Бейкер подписали соглашение о разграничении в Беринговом море и Северном Ледовитом океане. В сентябре 1991 года оно было ратифицировано Конгрессом США. В СССР вопрос о ратификации этого соглашения не ставился.
В 2002 году Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление, в котором указывается, что «неоправданно уступленная площадь исключительной экономической зоны СССР» составила 31,4 тыс. кв. км. Кроме того, в открытой центральной части Берингова моря США получили участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. кв. км, тогда как доставшийся СССР (и, соответственно, России) участок шельфа в этой части моря имеет площадь всего лишь 4,6 тыс. кв. км. Дума назвала условия этого разграничения противоречащими Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Этапы установления границы
Когда в 1867 году Российская империя продала свои американские владения Соединённым Штатам, граница была проведена между ближайшими островами. В Беринговом проливе – посередине между островами Ратманова (в российской части) и Крузенштерна (в американской части) в архипелаге Диомида. Южнее к США отошёл остров Святого Лаврентия, и граница была установлена между ним и мысом Чукотским. Где Берингово море переходит в Тихий океан, и дуга Алеутских островов тянется от Аляски к Камчатке, за Россией остались Командорские острова. Там граница была проведена посередине между островом Медный в Командорах и островом Атту в Алеутском архипелаге. Никакого разграничения открытых морских пространств не требовалось ещё очень долго.
В 1926 году Президиум ЦИК СССР в одностороннем порядке провозгласил «полярные владения СССР». Со стороны Америки их граница прошла строго на север по меридиану пролива между островами Ратманова и Крузенштерна.
Большинство стран, имеющих владения и интересы в Арктике, никогда не признавали односторонне проведённую границу «полярных владений СССР». Так, в Чукотском море она проходила значительно ближе к берегам США, чем к берегам СССР. Соответственно, США не соглашались с этой линией.
В 1976 году страны мира начали устанавливать свой суверенитет над 200-мильной исключительной экономической зоной в морях около своих берегов. Тогда, по мнению Государственной Думы России, СССР добровольно передал США акваторию своей исключительной экономической зоны площадью 7700 кв. км. Это был тот участок «полярных владений СССР», который вторгался в 200-мильную экономическую зону США.
В 1990 году состоялось упомянутое соглашение Бейкера—Шеварднадзе, по которому СССР уступил США ещё 23,7 тыс. кв. км своей экономической зоны, а также было проведено разграничение в центральной части Берингова моря, по которому площадь шельфа, отошедшего к США, в десять раз превысила долю в нём СССР.
Ущерб для России
При определении границы в Беринговом море в 1990 году за основу была взята так называемая «срединная линия». Её провели, без учёта конфигурации берегов, по прямой линии между ранее установленными участками морской границы двух стран.
По мнению Государственной Думы и экспертного сообщества, обосновавшего и поддерживающего её постановление, эта граница отрезала от СССР участки, лежащие ближе 200 миль к берегам СССР (России). На эти участки, однако, СССР (Россия) имеет полное право.
Некоторые российские законодатели и эксперты указывают на то, что уступка Соединённым Штатам указанных акваторий нанесла российской экономике ущерб (в виде недополученной прибыли от ведения там промыслов) в размере нескольких миллиардов долларов. Бьют тревогу и по поводу планируемой добычи нефти на шельфе Берингова и Чукотского морей, участки на котором США уже распродали различным компаниям.
Недействительность соглашения
В общественной кампании против соглашения Бейкера—Шеварднадзе особый упор делается на два обстоятельства. Первое – законодательные органы ни СССР, ни Российской Федерации не ратифицировали данное соглашение. Следовательно, указывают его противники, оно должно быть поставлено на ратификацию (подразумевается, что оно будет провалено). Пока этого нет, Россия не обязана его выполнять.
Второе обстоятельство – при подписании соглашения были нарушены нормы законодательства СССР. По утверждению Николая Рыжкова, возглавлявшего в тот момент Правительство СССР, соглашение было личным делом Шеварднадзе, оно не готовилось и не обсуждалось в Правительстве СССР. Это, однако, выглядит неубедительно. Ведь если бы Рыжков в тот момент был против этого соглашения, он, по возвращении Шеварднадзе, был обязан поставить вопрос об отставке министра иностранных дел, превысившего свои полномочия, а если бы не встретил в этом поддержки у коллег, обязан был подать в отставку сам.
Аргументы американской стороны
Однако правомерно ли говорить об «уступке»? Соглашение 1990 года было первым, разграничивавшим спорные участки акваторий Берингова и Чукотского морей. До этого момента СССР не осуществлял ни юридического, ни фактического суверенитета над теми акваториями, на которые сейчас предъявляют претензии некоторые круги России в связи с выполнением соглашения Бейкера—Шеварднадзе.
200-мильные экономические зоны России и США в Беринговом море по большей части взаимно перекрываются. Односторонней трактовке этих перекрывающихся участков как российских противостоит такая же трактовка их как американских.
Конгресс Аляски, между тем, настаивает, что при заключения соглашения Бейкера—Шеварднадзе не были учтены интересы штата. В постановлении, принятом местными законодателями ещё в 1999 году, говорится, что является спорным статус островов Командорских, Врангеля и ряда других, более мелких, лежащих в Беринговом и Чукотском морях. Об этих островах якобы ничего не говорилось в российско-американской конвенции 1867 года, и, следовательно, российский суверенитет над этими островами неправомерен.