Почему русские коллаборационисты считали немецкие агитационные листовки глупыми

Великая Отечественная война шла на всех фронтах – не только на военном, но также на экономическом, информационном и даже психологическом. Пропаганда  получила самое широкое распространение и использовалась не только для того, чтобы мобилизовать собственное население, но еще и устрашить чужое. В ход шли звукозаписи, радиограммы, плакаты и листовки. Последних, по некоторым данным, нацисты распространили порядка пяти миллиардов экземпляров, однако их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у других средств, всё равно считается весьма невысокой. Почему?

Пропуск в плен

Нацистские листовки представляли собой газету из одного чёрно-белого листа, на одной стороне которого печатался текст, а на другой – рисунок или фотография. Для удобства каждая имела порядковый номер. Печатались прокламации в первые годы войны непосредственно в Германии, а позже их производство наладили прямо на фронте. Использовались также захваченные советские типографии. Листовки сбрасывали с самолётов над расположением частей Красной армии и населёнными пунктами ближнего тыла или распространяли среди жителей временно оккупированных территорий.

Основное внимание изготовители листовок уделяли именно визуальной части, поскольку главным объектом пропаганды был не конкретный человек, а масса, толпа, сущность которой состоит в том, что она не склонна вникать в текст и больше интересуется картинками. Не менее важным элементом листовки был лозунг. Изредка даже встречались прокламации, на которых призыв печатался  дополнительным красным цветом, что подчёркивало его значимость. Содержание при этом могло быть совершенно любым: нацисты, помимо того, что изготавливали листовки в огромном количестве, пытались максимально разнообразить их тематику, обыгрывая темы голода, гонений на Церковь, массовых репрессий, раскулачивания, коллективизации. Особый упор делался на обещания ликвидировать колхозы и вернуть единоличные хозяйства крестьянам, которые, как прекрасно понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.

По ходу войны менялся и акцент в листовках. Так, в самом начале военных действий, когда советские войска несли одно тяжёлое поражение за другим, Третий рейх при помощи пропагандисткой продукции агитировал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Ко всему прочему сами прокламации являлись пропуском, по предъявлении которого гарантировалось сохранение жизни.

В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы сменили тактику. Командование вермахта спланировало крупномасштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцев всё так же призывали сложить оружие, но теперь сдаться в плен им предлагали не нацистам, а своим же – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Теперь основной лозунг звучал так: «Русские перебегают к русским». Тех же, у кого не было ни малейшей симпатии к РОА, попытались устрашить применением новейшей, ещё неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».

Трудности перевода

Члены РОА впоследствии принимали непосредственное участие в пропагандистской работе Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовали для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев начали применять для создания листовок, и эти материалы оказались даже успешнее чем, те, что делались немцами.

Объяснить это достаточно просто. Русский текст у большинства первых листовок изобиловал стилистическими и орфографическими ошибками, перевод часто был сделан безграмотно. К тому же иногда в прокламациях использовались немецкие шутки, непонятные для простого советского человека.

Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времён Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлась тиражом 160 миллионов экземпляров, и при этом не только не оказывали нужного воздействия, но и скорее вызывали отторжение.

«По мысли немецких пропагандистов, этот несусветный и безграмотный бред должен был звучать как девиз, под которым культурная Европа идёт в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, чуть ли не до самого конца войны, перебрасывался на «ту» сторону», — писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.

Он уверен, что советское командование само бы заплатило за такие листовки «крупные суммы». Впрочем, как и за большинство подобных. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».

Сами перебежчики не только приписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причину этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды спросил у одного из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и антикоммунистическое настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».

«Нами подробно разработан план кампании, в победном окончании которой не может быть никаких сомнений. А поэтому нет никакой необходимости в какой-либо импровизации и изменении плана, ни даже в его дополнении. То, о чём говорите вы, не продумано и не предусмотрено, а поэтому содержит в себе какой-то элемент риска, совершенно излишнего», — получил Стенрос в ответ.

А в конце генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как мы знаем, оказался неудачным.