03/12/18

«Крылатые призраки»: как сбивали несуществующие немецкие истребители

Читать книги советского периода о второй мировой войне особенно интересно сейчас, когда можно сравнить написанное с реальными данными. Кроме идеологического наполнения, которое, ещё и в советское время игнорировали, находится немало интересных «ошибок», совершенно не имеющих идеологической подоплеки.

Так, когда идет речь о войне в воздухе, кроме рассказов про армады «Юнкерсов» и «Мессершмиттов», которые десятками уничтожали советские летчики, упоминаются любопытные названия немецких самолетов. Их не найти в справочниках состоявших на вооружении Люфтваффе машин.

Самый упоминаемый немецкий самолет, который никогда не летал на Восточном фронте, да и нигде не летал — это истребитель Hе.113 фирмы Heinkel Flugzeugwerke. Если почитать, например, книгу А.Г. Фёдорова «Авиация в битве под Москвой», вышедшую в 1971 году большим тиражом (ее можно найти в любой районной библиотеке), то там мы можем прочесть про лейтенанта Байкова, который в одиночку вел бой с четырьмя Hе.113 и сбил два из них. Упоминания об этом самолете можно встретить в других трудах советских историков посвященных войне. «Хейнкели» сбивали истребители и зенитчики, есть упоминания про наши бомбардировщики, сбитые «сто тринадцатым». Причём, всё это со ссылками на архивные документы, в том числе и наградные листы.

Сейчас любой человек может легко выяснить, что подобного самолёта не существовало — это была успешная дезинформация немцев. А в роли «сто тринадцатого» выступал истребитель Hе.100. Он имел довольно редкую испарительную систему охлаждения двигателя, выпущен был небольшой партией для испытаний и на вооружение не принят. Во время войны имеющиеся Hе.100 использовались для противовоздушной обороны завода фирмы Heinkel Flugzeugwerke. «Сотый» был известен в Советском Союзе: в 1939 году три Hе.100 были куплены в Германии (в числе прочих новых немецких самолётов) для ознакомления.

К началу войны с Германией истребитель Hе.113 присутствовал во всех советских авиационных справочниках, его профили изучали зенитчики. Легко заметить, что истребитель «Хейнкеля» был совершенно непохож на Bf.109, их трудно перепутать даже на пределе видимости, так сильно они отличаются.

В альбоме «Самолеты Германии», выпущенным Воениздатом в 1941 году, рядом с истребителем «Хейнкеля» можно увидеть другой интересный самолёт. Это тяжелый истребитель FW.187 фирмы Focke-Wulf Flugzeugbau. Его судьба очень похожа на Hе.113. Этот двухмоторный истребитель был выпущен всего в трех экземплярах, и все три использовались для защиты завода, на котором и были построены. Но, благодаря кампании по дезинформации, в СССР поверили, что самолёт принят на вооружение Люфтваффе. И эти «Фокке-вульфы» на Восточном фронте активно «сбивались» в течение всей войны. Впрочем, похожих на него самолётов было немало: это и Ju.88, и Bf.110, а позже, и очень напоминающий его Hs.129. Так что советским пилотам можно простить их ошибки.

Ещё один похожий на FW.187 двухмоторный истребитель, который советские летчики упоминали в числе сбитых, носит название Do.29. Но если «Фокке-вульфы» были вполне реальными самолетами, просто их не производили серийно, то этот истребитель «Дорнье» вообще никогда не летал. Некоторые авторы даже пишут, что проекта такого не было совсем, мотивируя тем, что такое название носил самолёт фирмы Дорнье, созданный уже после войны. Но хотя Do.29 действительно остался лишь в виде чертежей, проект эскортного истребителя с таким названием существовал. И чертежи его можно найти в интернете. Разумеется, этот самолёт никак не мог принимать участия в воздушных боях на Восточном фронте.

В чем-то схож с судьбой истребителя Do.29 и самолёт под названием Me.115, который также «сбивали» советские летчики. Например, он числится среди побед советского аса П.Т. Тарасова, который 29 августа 1941 года сбил «Ме-115» под Ленинградом, южнее Чудова. Подобно самолёту «Дорнье» этот истребитель фирмы Messerschmitt AG, тоже никогда не летал. В некоторых источниках утверждалось, что за Me.115 принимали модификацию Bf.109F2. Но в 1943 году в январском номере британского журнала Flight была опубликована статья с описанием и изображением этого самолёта. Данный проект создавался под спаренный двигатель DB.606 и внешне очень сильно отличался от других истребителей Мессершмитта.

В условиях скоротечного воздушного боя у летчиков есть задачи важнее идентификации самолёта противника. И наиболее эрудированные пилоты, тщательно изучавшие справочники, увидев какие-то отличия от знакомых им машин, сразу думали про встречу с каким-то новым самолётом и начинали вспоминать альбомы-опознаватели. Вот так и появлялись подобные ошибки.