В числе бед, которые преследовали жителей блокадного Ленинграда наравне с голодом и холодом, были артиллерийские обстрелы. Налеты немецкой авиации нанесли меньше вреда: и тяжелых бомбардировщиков у немцев не было, и самолетов Люфтваффе под Ленинградом было немного.
От авиации город защищали истребители и зенитки, а вот от снарядов закрыть город было невозможно. Единственное, что могло помешать обстреливать город — это контрбатарейная борьба. Как только немецкая артиллерия в окрестностях Ленинграда начинали вести обстрел, по фашистам открывали огонь пушки Ленинградского фронта и Балтийского флота. Битва за Ленинград была одним из самых крупнейших артиллерийских сражений в истории войн. Артиллерийская дуэль началась в сентябре 41-го и длилась до полного снятия Блокады в 44-м, когда части Красной Армии вышли на позиции немецких дальнобойных батарей и заставили их замолчать навсегда.
Хотя про контрбатарейную борьбу написано много статей и почти во всех книгах о боях за Ленинград этому посвящены главы, вопрос этот до сих пор толком не изучен.
Единственный автор — Александр Широкорад посвятил этой теме целую главу в книге «Бог войны Третьего Рейха», где дал анализ эффективности стрельб советской и германской артиллерии.
С советской стороны основной ударной силой была береговая и корабельная артиллерия Балтийского флота. Морские пушки били с кораблей в Финском заливе и на Неве, с фортов Кронштадта и форта «Красная горка». Часть орудий была снята с кораблей и установлена на берегу. В составе Ленинградского фронта в 43-м году был даже образован контрбатарейный артиллерийский корпус, но в армейской артиллерии практически не было дальнобойных пушек. На фронте имелось всего 6 152-мм пушек образца 1935 г. с дальностью стрельбы 25 км. Основной ударной силой корпуса была 101-я морская артиллерийская бригада береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота, в составе которой были собраны все имевшиеся железнодорожные пушки, калибром от 130 до 356 мм. Подвижные железнодорожные установки сыграли важнейшую роль в контрбатарейной борьбе. Однако, основной ударной силой была все-таки артиллерия флота. В ход шло всё: от 100-мм пушек подводных лодок, до опытного 406-мм орудия Ржевского полигона. Стрелял и недостроенный крейсер «Петропавловск», и полузатопленный линкор «Марат».
Немецкое командование также сосредоточило под Ленинградом значительное количество орудий большой и особой мощности, в том числе и трофейные французские, включая калибр 370, 400 и 520 мм. К октябрю 1943 года Вермахт имел под Ленинградом около 250 орудий, калибром свыше 105 мм. Основной целью немецкой артиллерии были военные и промышленные объекты, но фактически, артиллеристы Вермахта занимались только контрбатарейной борьбой. Главной целью были крупные корабли, как в Финском заливе, так и на Неве. Немцам удалось потопить недостроенный крейсер «Петропавловск», впрочем, сев на грунт он продолжал стрелять, досталось и учебному крейсеру «Авроре». Почти все корабли Балтфлота получили несколько прямых попаданий, но это не вывело их из строя. Дело в том, что большинство попаданий было снарядами калибром до 210 мм, что было недостаточно для серьезного повреждения корабля. Поэтому никакого реального ущерба немцы флоту нанести не смогли. Ещё менее эффективен был огонь по железнодорожным установкам, которые после стрельбы сразу меняли позицию. К сожалению, снаряды, которые предназначались кораблям на Неве или иным военным целям, все равно взрывались в черте города и приводили к огромным разрушениям.
Что касается советской артиллерии, то по данным Широкорада, эффективность её также была невелика. Те немецкие батареи, которые после начала нашего обстрела замолкали, позже вновь открывали огонь. При этом доставалось и окрестностям. Например, огнем корабельной артиллерии был стерт с лица земли дачный поселок Лигово. Значительные разрушения получили города Петергоф и Пушкин с их знаменитыми дворцами-музеями.
Выпустив тысячи тонн снарядов, немцы так и не смогли вывести из строя советские корабли и береговые батареи, зато они нанесли огромные разрушения городу — по такой мишени невозможно промахнуться.