Под воровской игрой в российском преступном мире принято понимать любую игру, которая исключает шулерство и обман. Обычно перед началом игры один из её участников интересуется: «Как будем играть?» Если соперник отвечает: «Чисто по-воровски!» - то в случае нарушения договоренности с него спрашивают по всей строгости.
Каста «игровых»
Картежная игра в воровской среде в советское время имела немалое значение в достижении высших ступеней иерархии воровского мира. Неумение постоянно рисковать всеми своими деньгами, «тряпками» или даже жизнью, так же, как и измена своей воровской этике, было признаком «дешёвого человека». Настоящий правильный вор всегда носил при себе колоду карт и готов был играть, где угодно и при любых обстоятельствах. Привычка рисковать, постоянно держать в напряжении всю нервную систему делала особенно тяжелой однообразную тюремную жизнь. Карты давали вору чисто физиологическое ощущение остроты момента. Плюс ко всему мастер в карточных играх никогда не был в тюрьме голоден.
В 1950-70-х годах даже сложилась особая каста «игровых». Это были арестанты, умевшие хорошо играть в какую-либо из азартных игр и зарабатывающие себе этим на жизнь. Бывший криминальный авторитет, ныне правозащитник Владимир Податев, который сам был игровым, говорит: «Внешне игровые не отличались от воров. Носили, как и воры с положенцами, в зоне чёрные ватники с воротниками, шарфы, милюстиновые робы, хорошие шапки, валенки, перчатки, были хорошо одеты и обуты. Они пользовались порой уважением большим, чем воры. Такое было на Дальнем Востоке до начала 80-х».
Настоящая воровская игра, помимо честности обеих сторон, удовлетворяет ещё двум основным требованиям: во-первых, она должна быть на интерес и, во-вторых, никогда не должна быть «на случай». А с фраером («фраерские» игры) вор может играть только для того, чтобы наколоть его на приличную сумму.
Какие игры были популярны среди правильных воров?
Это третями, бура, рамс и терс. Две первые получили особое признание в воровском мире. Все прочие игры считаются «фраерскими».
Третями - игра, в которой оба партнёра имеют по колоде карт. Перед раздачей соперники устанавливают свои ставки. Для того чтобы определить, кто будет метать карты, партнёры договариваются, какая карта мечет. Если «молодка мечет», то метать карты будет тот, кому выпала младшая карта, если «старший по стосу мечет» - то тот, кому выпала старшая карта. Значение карт идёт от семёрки до туза. После тасовки колоды один из участников игры своей картой «подрезает», т.е. разделяет колоду соперника, он же выбирает любую карту из своей колоды и кладёт её отдельно, не показывая. Задача игроков: поймать выбранную карту, для чего тот, кто мечет карты, открывает нижнюю карту из своей колоды (нечёт). Если она не совпадает с отложенной, то он открывает карту для партнёра также из своей колоды (чёт). Ловля карт может быть цветной, полуцветной и простой. Если выпадает карта одной масти и одного значения с отложенной, то выигрыш составляет 100% от ставки (цветная), если она совпадает только по масти, то выигрыш — 2/3 ставки (полуцветная), если только по значению, то выигрыш - 1/3 ставки (простая). Выигрывает тот, на чью сторону выпадает соответствующая карта.
Бура – она же игра «в три листа», она же «тридцать одно». Количество участников: предпочтительно двое или трое, хотя число игроков ограничивается только количеством карт в колоде. Однако чем больше участников, тем менее привлекательна игра, поскольку в этом случае результат игры ясен после первой же сдачи карт. Колода: 36 листов. Сдающий определяется жребием в начале игры; в дальнейшем карты сдаёт выигравший. Каждый игрок получает три карты, которые сдаются по одной в несколько кругов. Затем вскрывается карта, определяющая козырную масть. Первый ход делает сидящий слева от сдающего, при следующих сдачах — тот, кто взял последнюю взятку. Туз — 11 очков; десятка — 10 очков (при этом десятка старше короля, дамы и валета); король — 4 очка, дама — 3, валет — 2; остальные - по номиналу. Комбинация из трёх карт одной масти называется молодка или письмо, комбинация из трёх козырей называется бура. Ходить можно: с одной карты, при этом партнёр должен также положить одну карту; с двух карт одной масти или с трёх одной масти — то же делают по очереди все игроки (сброс по масти необязателен). Если карты биты картами партнёра, взятку берёт партнёр, если хоть одна карта не побита, взятку берёт ходивший. Если карты ходившего перебиты, то следующий (при условии, что в игре более двух человек), чтобы получить взятку, должен побить карты последнего перебившего игрока. Игроки добирают друг за другом карты из колоды по одной. Первым берёт взявший взятку, он же первым и ходит. Кто первым набирает 31 очко, тот и выигрывает.
Долг настоящего вора – всегда отдавать долги
Вернуть карточный долг — первейшая обязанность проигравшего. Не отдавший в срок долг объявляется «фуфломётом» — вне закона, наряду с легавыми, ссученными и опущенными. Но если фуфло двинул вор в законе, то чаще его просто лишают полномочий. Пример – известные в воровском мире Леонид Крылов (Лентяй) и Владимир Щербаков (Пигалица).
Об одном случае с авторитетным бродягой Николаем Нагорным (Кыля) поведал Леонид Семиколенов: «В 81 году я находился в ИК-14 Тогучина, и за нарушение режима содержания в очередной раз был определён в ПКТ (помещение камерного типа). Через некоторое время к нам в камеру закрыли Кылю, и мы с ним подружились. Кыля был старше меня лет на десять, и уже тогда имел серьёзный авторитет. В то время в охранной системе ПКТ ввели некоторое новшество. На все камеры были установлены электрические замки. Техпроцесс был такой, что по звонку контролёра ПКТ, дежурный помощник начальника колонии должен был открыть электрический замок нужной камеры и сам прибыть в ПКТ, и присутствовать при открытии двери камеры. У Кыли в лагере остался должник, который проиграл ему в карты на конец месяца полторы тысячи рублей, по тем временам очень серьёзные деньги. Когда они играли в лагере, не было сделано никаких оговорок относительно того, что если кого-то из участников игры закроют в ПКТ, то будет действовать отсрочка до выхода из бура (барак усиленного режима). Из этого следовало, что деньги должны будут вручены лично в руки Кыле. Должник был тоже авторитетный бродяга, и он нашёл человека, гонца, который за определённое вознаграждение согласился доставить груз в ПКТ, минуя запретки из колючей проволоки и рискуя быть застреленным. Ночью нас разбудил тихий стук по решётке окна, и пакет с деньгами перекочевал к нам в камеру. Кыля произнёс гонцу заветное слово "в расчёте", и дело было сделано…Кыля развернул пакет с деньгами, там было ровно полторы тысячи рублей, красными червонцами».
Хотелось бы в этой связи вспомнить и легендарную историю, произошедшую однажды со одним старым вором, проигравшим 200 рублей «под ответ через 15 минут». Не добыв деньги через 15 минут, он пошёл в переплётную, отрубил себе два пальца ножом для резки бумаги и вернул ими долг. В советские времена настоящий вор в законе, садясь играть, заранее всегда объявлял: «Имею проиграть столько-то».
Хорошим тоном считалось не жалеть проигранных денег и не выражать радости при крупном выигрыше.
Смешные игры
У воров есть также игры для смеха: на «1000 мух», на «1000 тараканов», на «1000 крестов», т.е. проигравший должен поймать 1000 тараканов или перекреститься 1000 раз. Играют и на «каташки» — проигравший катает на себе выигравшего, или на «прыгунки» — проигравшего заставляют прыгать. Бывает, что проигравший кричит в окно или в трубу в течение 5-10 минут: «Я дурак, я дурак». Отсюда и выражение «проиграть в трубу». Существуют игры «на песню» и «на сказку», но в этих случаях, конечно, играют только с теми, кто действительно мастерски поёт или рассказывает. Так что какой-нибудь певец, которому не повезёт в карты, будет старательно исполнять песни ровно до тех пор, пока он всем не надоест.