22/06/17

Война в Испании: какие русские воевали за генерала Франко

О том, что в гражданской войне в Испании на стороне генерала Франко участвовали русские добровольцы, говорят мало. Тем не менее, русские офицеры-белогвардейцы в Испании самоотверженно сражались, проявляя при этом немалый героизм.

За страну без коммунистов!

Русских добровольце на стороне Франко было немного - всего 72 русских офицера. Война в Испании стала для них продолжением гражданской войны в России, и многие считали, что дорога на Москву пройдет через Мадрид. Даже лозунг Франко «За неделимую страну без коммунистов!» напоминал о прошлом.

Начало войны вызвало в белоэмиграции подъем. В Брюсселе вдова Врангеля Мария Дмитриевна создала Комитет для оказания помощи семьям военных, в Париже при РОВС был организован «Комитет помощи мобилизованным».
Редакция журнала «Часовой» закупала одежду и продукты, помогала семьям добровольцев. О боях рассказывала специальная рубрика «Письма из Испании».

Все на борьбу с республикой!

Белогвардейцы попадали в Испанию нелегально, пересекая границу с помощью контрабандистов. Первая группа офицеров была в стране уже в октябре 1936 года. Большинство добровольцев направлялись в город Моли-на-де-Арагон в Гвадалахаре.

Там формировался батальон карлистов «Донна Мария де Молина».
Поток добровольцев стал иссякать после того, как французские жандармы задержали группу белогвардейцев в конце марта 1937 года. Офицеры были арестованы, а случай – предан огласке.

Не обошлось без курьезов. В Бургосе испанцы отказались принимать на службу генерал-майора Анатолия Фока, которому было уже 57 лет. Фок был готов служить рядовым, но ему отказали и в этом. Тогда он на глазах изумленных испанцев разоружил часового и сделал несколько сложных упражнений. И был принят на службу.

Жизнь Анатолия Фока закончилась трагически: в августе 1937 года под Сарагосой его батальон был окружен республиканцами и уничтожен. Оставшиеся бойцы 12 дней держали оборону в часовне, а потом их расстреляли прямой наводкой из орудий. В этом бою погиб и капитан Я.Т.Полухин: его, раненого, во время обстрела завалило в церкви, где располагался медпункт. Оба офицера были посмертно награждены высшей боевой наградой – коллективной Лауреатой Святого Фердинанда.

Добровольцы воевали на земле…

В апреле 1937 года Франко приказал сформировать русскую добровольческую часть «Гверилья Сан Хорхе» («Ополчение Святого Георгия») со своим уставом и командованием. Но русских оказалось мало, и был создан небольшой отряд в составе батальона.

Следующие два года офицеры воевали на реке Тахо, где батальон занимал отдельные высоты. Связь поддерживалась с помощью гелиографа и патрулями. В сентябре 1938 года русские заняли высоту Эль-Контандеро и оборудовали там опорный пункт. В феврале 1939 года батальон был передислоцирован в городок Эль-Торо, где добровольцы сражались до окончания войны.

В марте 1939 года из 72 офицеров было убито 34. Испанцы были вынуждены признать отвагу русских офицеров. Легионер Н.П.Зотов был ранен пять раз, лейтенант К.А.Константинов - три раза, офицер С.К.Гурский - три раза, один раз тяжело, сержанта В.А.Двойченко ранило два раза.

…И воевали в воздухе!

Одним из добровольцев стал летчик Всеволод Марченко, который во время Гражданской войны служил у Колчака и руководил гидроавиацией адмирала. В 1936 году пилоту, прошедшему Первую мировую, было 46 лет.

Марченко служил в испанской авиации с 1923 года. В 1936 республиканцы отстранили летчика от полетов и арестовали, но он сумел бежать. Марченко был знаменит ночными полетами. Это он, несмотря на ПВО противника, снабжал с воздуха осажденный монастырь Вирхен де ла Кабеса в провинции Хаен, в котором укрывались жандармы с семьями. Летчик доставлял в монастырь боеприпасы, продукты и почту.

Благодаря Марченко, в марте 1937 года капитан Гайя Гонсалес организовал первую ночную эскадрилью бомбардировщиков «U-52».
Русский летчик погиб на Сарагосском фронте в ночь с 14 на 15 сентября 1937 года. Когда пилот зашел на бомбометание над вражеским аэродромом, луна вышла из-за туч, высветив силуэт «Юнкерса-52/3m». Это сыграло на руку истребителю «И-15», за штурвалом которого, предположительно, сидел советский капитан Иван Еременко.

Марченко спрыгнул с парашютом, но был схвачен республиканцами и застрелен. По просьбе советских летчиков его похоронили на кладбище Альканьиса, но республиканцы выкинули тело из гроба и закопали за оградой. Лишь после того, как город заняли франкисты, сын Марченко Игорь отыскал могилу отчима и увез прах в Севилью.
Еще один летчик Николай Рагозин прошел всю войну, продолжал служить в авиации после нее и дослужился до подполковника.
В Испании служили и три православных священника. Одним из них был князь Иоанн Шаховской, позже ставший архиепископом Сан-Франциско.

Плата за кровь

После победы генерал Франко щедро расплатился с добровольцами: немолодым офицерам была назначена пенсия, предоставлено гражданство.
Во время Второй мировой каудильо послал на Восточный фронт дивизию, в составе которой находились и белогвардейцы. Одни сложили головы на Волховском и Ленинградском фронтах, другие попали в армию генерала Власова и были уничтожены.

Часть офицеров продолжили службу в иностранном легионе Испании.
Последние из защищавших Франко скончались в восьмидесятые годы XX века и покоятся по всей стране - от знойной африканской Сеуты до северного Сан-Себастьяна.