С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.
На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» - «солнце», и «га» - «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек , в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.
«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»
При прохождении судна мимо "Жареного бугра" у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: "Жарь его!" - новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.
Иерархия
Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар.
Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.
Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу.
Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.
"Смертельный" труд
Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.
На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.
"Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты..."
Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:
"Быть у хозяина во всяком послушании... Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления... На работу - чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни".
В бурлаки шли не только мужчины. "Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей".
С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.
Известный русский художник Репин Илья Ефимович, за время путешествия по Волге, в 1870 году создал — шедевр „Бурлаки на Волге”. Бурлаки — это рабочие России 16-19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы (каната) и весел. В бурлаки шли, главным образом, оброчные крестьяне нечерноземных губерний царской России. Картина как зеркало отразила и величие Волги и России и каторжный труд трудящихся. 10 лет спустя, в письме к Н. И. Мурашко, художник писал: «Я человек 60-х годов, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов»… «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры» [1]. Эти слова художника и в 21 веке для многих из нас могут служить прямым укором за окружающую действительность.
Многие по разному смотрят на эту картину, но по своему оригинально её исследовал и представил в интернет-страничке физик Волохов С.А. (ИПФ РАН, г. Нижний Новгород) [2]. Здесь картина служит объектом исследования для физической задачи, целью которой является определение связи характеристик судна и течений реки с нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака. Подобный подход полезен и для задач рагиянавтики, связанных с транспортировкой грузов и айсбергов за счет энергии океанских течений, так как подводные рагиядвижители в океанских „реках”, по существу, выполняют те же функции, что и бурлаки на Волге.
Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода груженые суда преодолевали весь путь за 2,5-3 месяца, при средней скорости движения около 1 км/ч. При благоприятном ветре использовался парус. В безветренные дни суда двигались, так называемым, способом подачи. На гребной лодке вперед, по ходу движения судна, завозятся якоря и с помощью каната, вытягиваемого бурлаками с палубы, судно подтягивается к якорям. Для этого случая брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще по сравнению с канатом, который использовался при движении бурлаков по берегу. Работа, связанная с движением судна способом подачи, была изнурительной, поэтому бурлаки при каждой возможности стремились ходить по берегу. Сопротивление движению судна составляет около 2400 Н. Дополнительное сопротивление от руля судна, постоянно расположенного под углом около10 градусов к направлению течения, составляло около 400 Н. Основной вклад в сопротивление движению судна вносит течение реки. При уменьшении скорости течения реки на 25% нагрузка для бурлаков уменьшается на 44%, а возрастание скорости течения на такую же величину приводит к росту нагрузки на 56%.
Таким образом, общая сила тяги бурлаков в расчетах принималась равной 3500-4000 Н. При численности ватаги в 10-11 человек, нагрузка для каждого бурлака составляла 320-380 Н. Желающим испытать на себе тяжесть бурлацкого труда нужно сделать модель лямки, перекинуть конец веревки от лямки через блок и подвесить груз массой 40 кг (вес 400 Н).
Ряд подобных задач и проблем, но связанных с транспортировкой грузов и айсбергов подводными «бурлаками», в том числе определение тяговых сил рагияаппаратов в океанских «реках», рассматривались на страницах Интернет-НИИ «Рагиянавтика» [3].http://www.ragianavtika.narod.ru/bur.htm