Иван Никитович Кожедуб
Воевать начал весной 1943 года, в звании старшего сержанта. Летал на Ла-5ФН и Ла-7. Вражеских самолётов сбил 62, в 1945 году был по ошибке атакован двумя американским истребителями P-51 Mustang и сбил обоих. В числе сбитых самолётов 16 истребителей Bf.109 и один реактивный Me.262. Остальные сбитые им самолеты разведчики, бомбардировщики и штурмовики (в том числе и FW.190). Трижды Герой Советского Союза, первое звание получил в 1944 году за 20 личных побед. В конце войны в звании майора занимал должность заместителя командира полка.
Александр Иванович Покрышкин
Войну начал в звании старшего лейтенанта. Первый сбитый им самолет оказался советским бомбардировщиком Су-2, пилотируемый Иван Пстыго (в будущем Герой Советского Союза и маршал авиации). Сначала летал на МиГ-3, с 1942 года на истребителе P-39 Airacobra. Официально сбил 59 самолетов лично и 6 в группе, но в справочниках М. Быкова приводятся данные о 46 победах. Трижды Герой Советского Союза, первое звание получил в апреле 1943 года. В конце войны командовал 9-й гвардейской авиадивизией в звании полковника.
Николай Дмитриевич Гулаев
Воевать начал с января 1942 года. Летал на истребителе P-39 Airacobra. Сбил лично 55 самолётов противника (два тараном) и ещё 5 в группе. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в сентябре 1943 года за 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов. Войну закончил в звании майора на должности штурмана истребительного авиаполка.
Григорий Андреевич Речкалов
Воевал с первого дня войны. Первый немецкий самолет сбил реактивным снарядом. В начале войны летал на истребителе И-153 «Чайка», затем на И-16, с 1942 года на P-39 Airacobra. Данные о количестве сбитых самолётов разнятся. Официально сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. По данным М.Быкова, лично сбил 61 самолёт, но часть данных была утеряна в утраченных документах за 41-го год. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в мае 1943 года. В конце войны занимал должность инспектора по пилотированию истребительного авиакорпуса в звании майора.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
На фронте с марта 1943 года, до этого служил инструктором на Дальнем Востоке в звании сержанта. Летал на истребителе Ла-5ФН, позже на Ла-5Ф. Сбил лично 53 самолёта противника и 3 в группе. Считается, что один самолёт ему не засчитан. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в августе 1944 года. Войну закончил в звании капитана на должности командира эскадрильи.
Арсений Васильевич Ворожейкин
В боях принял участие с августа 1942 года в должности командир эскадрильи, до этого находился в Закавказском округе. Ранее воевал на Халхин-Голле, где сбил 6 самолётов противника. Летал на истребителях И-16, Як-7 и Як-9. Лично сбил 52 самолета (включая 6 японских) и ещё 14 в группе. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в феврале 1944 года. В конце войны на должности старшего инструктора-лётчика Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации РККА в звании полковника.
Дмитрий Борисович Глинка
Войну начал в январе 1942 года. Летал на истребителях МиГ-3, P-39 Airacobra и Ла-7. Всего сбил 50 вражеских самолетов. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в апреле 1943 года за 19 побед. Войну закончил в звании майора на должности заместителя командира полка.
Александр Иванович Колдунов
На фронте с мая 1943 года в 594-м штурмовом авиационном полку. Позже в истребительной авиации, летал на самолётах Як-1, Як-9 и Як-3. В ходе войны лично сбил 46 вражеских самолётов. Не засчитан в числе побед американский истребитель P-38 Lightning, сбитый в ноябре 1944 года во время ошибочной атаки американскими самолетами колонны советских войск в Югославии. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в августе 1944 года. Войну закончил в звании капитана на должности командира эскадрильи.
Николай Михайлович Скоморохов
На фронте с декабря 1942 года. Летал на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Лично сбил 46 самолётов и 8 в группе. Ни разу не был ранен, его самолёт не горел и не был сбит. Дважды Герой Советского Союза, первое звание присвоено в феврале 1945 года за 25 личных побед и 8 в группе. Войну закончил в звании капитана на должности командира эскадрильи.
Георгий Дмитриевич Костылёв
Начал войну командиром звена в авиации Балтийского флота. Летал на истребителе И-16, затем на ЛаГГ-3, с мая по ноябрь 1942 года на английском Hurricane, потом на Ла-5. Точные данные о сбитых самолетах рознятся от 43 до 54 самолетов. Самый результативный летчик морской авиации. В апреле 1942 года присвоено Герой Советского Союза, в 1943 году он был представлен вновь, но из-за инцидента разжалован в рядовые и лишен наград. Позже восстановили в звании, награды вернули, но второе звания Героя не присвоили. Послужил прототипом главного героя романа «Балтийское небо». Войну закончил в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.
Всего парк авиации Советского Союза — насчитывал — 146,7 тыс. самолётов в том числе и с уч. произведённых в разное время за все 4 года войны — 112,1 тыс. ед.
Из них общие потери авиации СССР составили — 83,657 единиц, В том числе боевые потери в условиях реальных боёв — 47 844 сбитых самолётов или это 57,3% от парка, а на остальные — 42,7 % — или 63,2 тыс. летательных аппаратов — приходятся потери, в которые включены самолёты вышедшие из строя из — за различных поломок_(при перегонах с Д/Востока), небоевые потери при крушениях и при перелётах с аэродромов на другие места дислокации, а также остальные оставшиеся в строю уже по окончании войны их было более 42 тыс. единиц, кроме того довольно многие из них из-за плохого качества изготовления особенно в 1941/42 годы, когда часть фюзеляжа самолётов была сделаны из фанеры отпр. обратно на заводы на переделку или совсем списывались. Так вот у Люфтваффе из их общего парка 108 тыс. самолётов Германии — с учётом произведённых за все 6 лет 2 — Мировой войны авиапромышленностью Германии и их сателлитов — потери из 108 тысяч составили — 77 тыс. ед., что составляет 71,3% от всех боевых потерь авиации Люфтваффе. Как видим из сравнений авиация Советского Союза была гораздо эффективнее чем у Люфтваффе в в войне с Германией и их союзниками. Советские лётчики совершали беспримерный подвиг на всех фронтах Великой Отечественной войны о чём и повествуют два худ. фильма_( «Истребители» и + «Истребители — последний бой» с исп. в главной роли фильма актёра_Д.Дюжева). И не случайно Героями Советского Союза становились в массовом порядке не танкисты и артеллеристы или моряки, а лётчики которых было 2 тыс. 271_чел., а Дважды Героями Советского Союза_стали всего — 84 лётчика из общего награждения_ 107 Дважды героев по всей стране за 4 года ВОВ, причём двое Александр Покрышкин и Иван Кожедуб стали Трижды героями_Советского Союза. А десятки тысяч из числа живых и погибших молодых лётчиков лётного состава_ВВС Кр./Армии награждены многочисленными орденами и медалями. Авиации в СССР была всегда на большой высоте перед остальными хоть это не умаляет достоинства других миллионов участников войны. В начале своего комментария я упомянул ещё о том, что 47,8 сбитых самолётов из которых более сорока тыс. это погибшие хоть и не асы но лётчики погибали если не в первом, то во 2-ом, в 3 — 4 — или в пятом боях, так и не ставшие героями Великой Отечественной войны, но занесённые в Книгу Памяти о ветеранах ВОВ. Ну а тем кто интересуется об ассах Геринга «Герои» Люфтваффе. см.1-ю персональную элитную энциклопедию автора Залесского К.А, где есть описание о 104 лётчиках нацистской Германии которые сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на своём личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых самолётов асами Люфтваффе — составляет всего 6582 единиц. Чего стоят такие имена как один Эрих Хартманн сбивший 354 самолёта, лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 ед. Кстати Николай Гулаев мог стать тоже третьим Трижды Героем Советского Союза так ка сбил всего в 49 воздушных боях лично 55 самолётов противника и 6 в группе.