18 пуль и осколков: как красноармеец Владимир Майборский выжил после повторения подвига Матросова

Еще при жизни Владимиру Майборскому посвящали песни. Сослуживец Майборского, лейтенант Зуров сочинил несколько куплетов со словами: «Он жизни за Родину не пощадил, он храбро с врагами сражался». Прошедшее время, в котором упоминается герой, объясняется тем, что все считали его погибшим.

Боевой путь Моряка

Бывший портовый грузчик Владимир Петрович Майборский, родившийся в 1911 в украинском селе Зиньки в крестьянской семье, в самом начале Великой Отечественной войны подался в народное ополчение. Когда в результате разгрома частей Южного фронта Майборский очутился в Крыму, он получил назначение в 8-ю бригаду морской пехоты, в составе которой участвовал в боях за полуостров и Севастопольский укрепрайон. Владимир Петрович был несколько раз ранен и после очередного ранения оказался в плену, а потом и в концлагере в Польше. Несмотря на гноящиеся раны Майборский не только выжил, но и сумел бежать.

Владимиру Петровичу удалось пробраться обратно на Украину, где он сразу же вступил в партизанский отряд. Партизанил он на территории Подолии и Волыни до 1944 года. Именно тогда Плужнянским райвоенкоматом Каменец-Подольской области Майборский был призван на службу и зачислен рядовым в 351-ю Шепетовскую стрелковую дивизию. Несмотря на это, молодой мужчина не желал расставаться с тельняшкой, за что и получил от сослуживцев прозвище Моряк. Вскоре Майборский, получив очередное ранение, отправился в госпиталь, а по возвращении был зачислен в 7-й стрелковый полк 24-й стрелковой («Железной») дивизии 18-й армии 4-го Украинского фронта.

Подвиг «второго Матросова»

В том же 1944 году, как рассказывал сам Владимир Майборский, «Железная» дивизия вела военные действия в Прикарпатье. Майборский, слова которого были приведены в «Армейском сборнике» (Генеральный штаб, 1995 год), вспоминал: «В районе Коломый мы готовились к наступлению на Делятин, Яремче. Батальону предстояла разведка боем». Ночью бойцы, в число которых входил и Владимир Петрович, сделали проходы в минном поле, и утром первая рота поднялась в атаку. Поначалу солдаты двигались перебежками, а потом залегли основательно, так как с высотки застрочил вражеский пулемет. Несколько человек, ринувшихся навстречу огню, погибли на месте. Майборский, скрежетавший зубами от бессилия, в конце концов решил подползти к дзоту и гранатой заглушить амбразуру.

Майборский по-пластунски двинулся к дзоту. Товарищи как могли прикрывали его огнем. Впоследствии Моряк признавался в том, что за все 3 года войны он впервые оказался с немецким дзотом «с глазу на глаз». Владимир Петрович приподнялся для того, чтобы бросить гранату, и тут же упал: оказалось, пулеметная очередь прошила ему ноги. Сапоги наполнились кровью. Майборский понял, что вскоре он потеряет силы, и тогда конец всему. Теряя сознание, Владимир пополз для того, чтобы максимально приблизиться к дзоту. Он бросил гранату, рухнул на амбразуру и впал в забытье. Когда пулемет заглох, красноармейцы прорвали оборону и обнаружили Майборского. Санитары решили, что «второй Матросов» погиб и положили его к остальным покойникам.

Воскрешение

Владимиру Майборскому, как указано в издании Бориса Венкова «Герои освобождения Прикарпатья» (1970 год), посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Однако на самом деле один из санитаров все же заметил, что в теле Матроса еще теплилась жизнь. Майборский пришел в себя только через несколько суток уже на больничной койке. К тому моменту из его тела хирурги извлекли 18 пуль и осколков. Мало того, герою ампутировали одну ногу. В течение 10 месяцев медики отчаянно боролись за жизнь Владимира Петровича, и им удалось ее отстоять. После первичного лечения Матроса отправили в тыл, где он перенес еще множество тяжелейших операций. А между тем, армейское начальство потеряло следы Майборского и решило, что тот действительно погиб.

Пока Владимир Петрович оправлялся от ранений, его родители получили похоронку на сына. Об этом знали все жители села Зиньки. Поэтому неудивительно, что, когда Майборский вернулся домой, односельчане суеверно крестились, завидев его. Владимир Майборский после стольких ранений и ампутации остался инвалидом. Тем не менее он устроился весовщиком в местный колхоз, а потом его избрали на почетную в то время должность председателя сельского совета. Майборскому даже было присвоено звание почетного гражданина родного села. Кроме того, в 1985 году, за несколько месяцев до смерти, он стал почетным солдатом той самой «Железной» дивизии, в которой воевал. Также Владимир Петрович был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями «За отвагу» и «Золотая Звезда».