27/01/21

2-й батальон им. Тараса Шевченко: почему «палачи Хатыни» подняли оружие против немцев

В 1944 году батальон, образованный из бывших полицаев украинского происхождения, перешел на сторону французского Движения сопротивления. Он получил новое название – «2-й украинский батальон имени Тараса Шевченко». В последний год войны его солдаты активно участвовали в боях против нацистов и вели партизанскую деятельность, например, подрывали железнодорожные пути.

На стороне гитлеровцев

Основой для будущего 2-го украинского батальона французских партизан послужили два батальона шуцманшафта: 115-й и 118-й, которые были образованы в марте 1942 года в Киеве. Они состояли из лиц, угнанных на работу в Германию, а также из военнопленных, согласившихся перейти на сторону немцев. Эти батальоны несли охранную службу на территории Белоруссии, пытались уничтожить местное партизанское движение и мирное население. Подразделение участвовало в целом ряде тяжких военных преступлений. Одно из них произошло в 1943 году в печально известной с тех пор деревне Хатынь. Пособники нацистов убили и сожгли 149 жителей, половину из которых составляли дети. После того, как в ходе операции «Багратион» советские войска освободили Минск, оба батальона покинули Белоруссию. Немецкое командование в июле 1944 года перебросило их в Польшу. Находясь в Варшаве, командующие батальонов (к тому времени их объединили в один) приняли решение больше не воевать за Третий Рейх. Сделано это было из чисто практических соображений. Уже случился «коренной перелом», красноармейцы вышли к государственной границе СССР, с запада нацистов теснили союзнические войска. Исход войны, в целом, был понятен, и бывшие полицаи решили занять более выгодную позицию, пока не стало слишком поздно.

Армия Сопротивления

Спустя месяц бойцы будущего 2-й украинского батальона имени Шевченко приехали на территорию Франции для борьбы с Движением Сопротивления. 20 августа 1944 года они оказались в городе Безансон, а через день переехали в Вальдагону. Расположились в военных казармах за городом, в переходном военном пункте, где был также размещен немецкий гарнизон. Именно здесь украинские старшины окончательно определились со своими дальнейшими планами. Решено было всем батальоном перейти на сторону французских повстанцев, боевая деятельность которых в этом районе росла с каждым днем и раз за разом набирала все больший размах. Немцы, в свою очередь, отступали.

На подготовку плана побега и перехода в лес ушла неделя. Рискованную операцию хотели провести с минимальными потерями. На деле все оказалось несложно – связь украинцы наладили через обнаруженного во французском кафе своего соотечественника. Спустя двое суток уже договорились о совместных действиях и переходе на сторону Франции во время ближайшей антипартизанской операции. В ночь на 27 августа 1944 года в 2 часа в расположении батальона подняли тревогу. Сделано это было с помощью красной сигнальной ракеты – приема, весьма распространенного среди солдат вермахта. Все быстро собрались в походную колонну. Немецкие офицеры в это время спали в отдельном доме. Услышав шум, они было схватились за оружие, но были уничтожены специально выделенной ударной группой из 15 автоматчиков. Весь батальон с обозом и пушками отправился в лес, на место встречи с французами. Уходя, освободили из местного концлагеря порядка 150 военнопленных – французов и арабов из армии генерала Де Голля. Удалось забрать с собой походную канцелярию и архивы (впоследствии они пригодятся французам). Чтобы отбить попытки преследования, оставили один взвод в засаде. Через несколько часов в полном составе (546 человек), с запасами оружия, артиллерией и амуницией батальон уже двигался по лесу, пытаясь выйти на связь с французами. Это удалось сделать спустя сутки. Затем группа повстанцев официально приняла название второго батальона имени Тараса Шевченко и вошла в состав французских сил как отдельная боевая единица.

Солдаты «маки»

Подобно другим солдатам французского Сопротивления, бойцов украинского батальона называли «маки». Сами они прозвали себя шевченковцами. В партизанских боях против немецкой армии батальон достиг значительных успехов, участвовал в освобождении городов Понтарлье и Дамблен. Кроме того, украинские «маки» занимались подрывом путей сообщения и практиковали другие виды саботажа. Убегая из казарм 115-го батальона шуцманшафта, они захватили с собой и немецкую форму. Разумеется, находясь в рядах Сопротивления, мундиры вермахта они не носили, однако отдельные его элементы все же сохранили. О былых действиях шевченковцев напоминали немецкие кители, полицейские гимнастерки, рубашки, кепки, СС-овские пряжки. Нередко кители перекрашивали к синий или коричневый цвета, а все знаки отличия просто срывали. Эти элементы своей бывшей формы украинцы сочетали с гражданской одеждой, любили носить береты или кепи с кокардой.

Батальон имени Тараса Шевченко провел в непрерывных боях со своими бывшими союзниками несколько месяцев. В октябре 1944 года он попал в окружение под городом Бельфор, и шансы на спасение были как никогда малы. Командование Сопротивления уже списало шевченковцев со счетов, однако те и не думали сдаваться. Неожиданно они отчаянно контратаковали – и не только вышли из окружения сами, но и вывели с собой роту сослуживцев. За это сражение восемь шевченковцев получили французские награды. Правда, воевать дальше становилось проблематично. По требованию советского посольства французы должны были немедленно распустить 2-й украинский батальон им. Шевченко. Его состав в Советском Союзе планировали предать суду за совершенные в 1942-1943 годах тяжкие преступления. Осенью шевченковцы сдали оружие и были вывезены в Марсель. 11 октября 1944 года их батальон окончательно перестал существовать. В Марселе лишь малая часть украинцев из расформированного батальона смогла устроиться на работу и начать мирную жизнь. Другие, опасаясь справедливого наказания на родине, продолжили воевать на отдаленных территориях – например, в Индокитае и Северной Африке.