01/11/19

4 страны Западной Европы, в которые вошла Красная Армия

Помимо Германии и Австрии, советские войска в ходе той войны находились на территориях еще нескольких государств Западной Европы, о чем сейчас мало кто помнит.

Финляндия

На самом деле, хотя Финляндия была союзником гитлеровской Германии, на ее территорию, оставшуюся после Второй мировой войны в составе страны, советские войска практически не вступали. Московское перемирие с Финляндией 19 сентября 1944 года было подписано, когда финские войска еще частично находились в пределах СССР, установленных Московским договором 12 марта 1940 года, завершившим «Зимнюю войну». Главным условием заключения перемирия было согласие финнов на отвод своих войск за госграницу.

Кроме того, советские войска заняли область Петсамо (Печенги) на крайнем севере Финляндии с поселком Никель. Эта территория по Парижскому мирному договору 1947 года была официально включена в состав СССР. Советские войска разместились также на полуострове Порккала-Удд, отданном Советскому Союзу в аренду под военно-морскую базу, от которой СССР отказался в 1956 году.

Норвегия

В Норвегии находилась крупная (около 200 тыс. военнослужащих) группировка вермахта под обозначением: 20-я горная армия. С июля 1941 года она вела бои на подступах к Мурманску, угрожая единственному незамерзающему порту СССР в открытом океане.

В 1944 году сложились условия для перехода советских войск в наступление на этом направлении и разгрома гитлеровских войск в Заполярье. Здесь узким клином выходила к берегу Баренцева моря территория Финляндии (район Печенги), которая по условиям Московского соглашения передавалась под контроль СССР, но ее в тот момент занимали немецкие войска.

7 октября 1944 года 14-й армия Карельского фронта начала Петсамо-Киркенесскую операцию. 15 октября она овладела Печенгой, 22 октября – Никелем и вышла к границе Норвегии. 25 октября советские войска штурмом взяли самый восточный норвежский городок Киркенес. В последующие дни Красная Армия заняла еще несколько населенных пунктов в восточной части норвежской провинции Финнмаркен и 8 ноября остановила свое продвижение у реки Тана. Дальнейшее наступление было стратегически нецелесообразным.

13 мая 2015 года в норвежской газете «Афтенпостен» появилась статья Нильса Мортена Удгаарда, который утверждал, что кто-то в советской верхушке намекал на возможность передвижения границы с Норвегией на запад и включения в СССР восточной части Финнмаркена. Но эти попытки не встретили одобрения у Сталина.

Заместителем военного коменданта Киркенеса оказался прославленный в будущем ученый, историк, специалист по шумерам, Игорь Дьяконов. В своих воспоминаниях он писал, что 22 сентября 1945 года Москва отдала приказ в течение трех суток вывести советские войска с занятой территории Норвегии. Требовалось также получить от норвежских гражданских властей документ о том, что Норвегия не имеет к СССР материальных претензий. В этом документе отмечалось, что советские войска на территории Норвегии спасли дома от разрушения немцами, а жителей – от принудительной эвакуации, помогали местному населению в снабжении продовольствием, ремонтировали дороги и аэродром.

Отношения между норвежским населением и советскими войсками сложились в целом дружественные. А семья доктора Пальмстрема даже устроила на свои средства небольшой госпиталь для раненых советских воинов. 25 сентября 1945 года советские войска покинули территорию Норвегии. В последующие годы в Киркенесе и Осло были поставлены памятники советским воинам-освободителям. В отличие от подобных памятников во многих странах Восточной Европы, они тщательно сохраняются. Игорь Дьяконов в начале 1990-х был избран почетным гражданином города Киркенес.

Дания

4 мая 1945 года германские войска в Дании капитулировали перед англичанами. Коменданту Герхарду фон Кампцу на датском острове Борнхольм, расположенном далеко к востоку в Балтийском море, было приказано не сдаваться советским войскам и обеспечить эвакуацию на запад больших сил вермахта. В этих условиях советское командование приняло решение провести десантную операцию на Борнхольм.

7 и 8 мая советская авиация нанесла по немецким войскам на острове бомбовые удары. Утром 9 мая из порта Кольберг вышел отряд торпедных катеров со стрелковой ротой для принятия капитуляции гарнизона Борнхольма. На этот раз немцы не сопротивлялись, но попытались затянуть процедуру сдачи, надеясь выиграть время до прибытия англичан. Однако капитан 2-го ранга Шавцов потребовал сдачи в течение двух часов под угрозой нанесения очередных бомбовых ударов. Всего на острове было пленено больше 11 тыс. немцев. Оккупацию острова осуществляли части 132-го стрелкового корпуса в количестве не более 7700 человек. 5 апреля 1946 года по договору с правительством Дании Борнхольм был очищен и передан датским властям.

В результате советских бомбовых ударов по острову 7—8 мая погибло, кроме немецких военных, десять местных жителей, а около 3000 остались без крова. Отмечается также, что отношения между советскими войсками и местным населением сложились хорошие. Слухи о бесчинствах, якобы творимых советскими солдатами, не подтвердились.

Италия

В поселке Палезе на окраине южноитальянского города Бари с июня по декабрь 1944 года размещалась база советских ВВС. Она была создана в соответствии с решением ГКО от 17 июня 1944-го для оказания помощи Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) маршала Тито. Советские транспортные самолеты (лицензионные С-47) совершали челночные рейды с советской территории для доставки военных грузов в НОАЮ, но запаса топлива для возвращения им не хватало. Поэтому, по соглашению с союзниками, в занятой теми части Италии предоставлялось место для посадки, заправки и обслуживания советских самолетов. В авиационную группу особого назначения (АГОН) входили 12 С-47, столько же истребителей сопровождения Як-9 с увеличенной дальностью полета и два связных «кукурузника» По-2.

Офицер АГОН, Павел Михайлов, в своей книге воспоминаний «Сто ночей в горах Югославии», вышедшей в 1975 году, оставил несколько любопытных зарисовок о жизни единственной советской воинской части в Италии. В частности, американское командование авиабазы было шокировано внезапно появившимся на аэродроме «тринадцатым» самолетом — По-2. Советским летчикам пришлось продемонстрировать, что этот самолет не прилетел тайком, а был доставлен в разобранном виде.

Местное население проявляло большой интерес к «русси милитари». На наших же летчиков глубокое впечатление произвели древние памятники Бари. О них восторженно писал и Константин Симонов, посетивший базу в ноябре 1944 года и опубликовавший очерк о ней в «Красной Звезде» от 12 декабря. В декабре 1944 года АГОН была перебазирована в Югославию в связи с освобождением значительной части ее территории.