27/09/13

7 архитектурных шедевров эпохи Лужкова

28 сентября 2010 года с политической авансцены ушел Юрий Михайлович Лужков. Менялось время, менялись руководители - в Москве  формировался "лужковский стиль". 7 архитектурных построек эпохи Лужкова.

1
Храм Христа Спасителя

В самом медийном храме Москвы сегодня, кажется, восстанавливается привычно-тихая, церковная атмосфера. Впрочем, покой мало ассоциируется с Храмом Христа Спасителя - слишком громкая история у храма эпохи Николая I. Вступивший на пост мэра Москвы в 1992 году Юрий Михайлович, получил в хозяйство не Храм Христа Спасителя, а огромный бассейн "Москва". Реконструкцию храма Лужков не без должной гордости считал одним из самых благих дел своих. СМИ пестрели рассказами мэра о проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться - здесь и неожиданный звонок Ельцина в духе Сталина, и прочие трудности.
Храм Христа Спасителя стал первым архитектурным проектом Лужкова, постройка презентовала не только мобильность работ (храм был построен за четыре с половиной года в противовес затраченных сорока в XIX веке), выгодную дешевизну материалов, денежные аппетиты Церетели, но и определенное архитектурное безвкусие Юрия Михайловича.

2
Петр I

Архитектура ли? Вряд ли, но если искать символ "новой" Москвы в правление Лужкова, не заметить памятник "В ознаменование трехсотлетия российского флота" в девяносто восемь метров роста невозможно. Петр I  стал в легенду, потянув за собой и Зураба и Лужкова. Поставил памятник не иначе сам Лужков, Москва уже в 1997 отказалась от Петра "с телом Христофора Колумба". Пятого ноября 1997 года памятник был открыт, вслед за ним по Москве разлетелись "бронзовые ноги" президента Российской академии художеств.

3
Москва- Сити

За двадцать лет правления Юрий Михайлович основал-таки новое стилистическое направление в архитектуре. Идея Лужкова заключалась в перестройке старого города с нефункциональными "хрущевками", невыносимыми дорогами в утопию мирового масштаба. Проекты зданий, на крышах которых предполагалось строить трассы, напоминают виртуальную реальность. Воплотить их в жизнь Лужков не успел, но проект архитектурного наполнения города создал. С 1992 года Москву, оказавшуюся в руках Юрия Михайловича, наводнили так называемые "уникаты", бизнес-центры и банки. Началась эпоха офисного рабочего. Бизнес-квартал "Москва-Сити" соединил собой и утопичный проект "галактических" городов и действующую политику правительства Москвы в отношении мобильного наполнения пустующих территорий. Комплекс по-прежнему не достроен, Лужков предполагал порядка тридцати деловых башен, пока дорожный разъезд блокируют лишь шесть. По мнению Лужкова, центр должен был стать офисным государством, однако сегодня "Москва-Сити" скорее сейф для квадратных метров  - места много, смысла мало. Офисные служащие любого ранга предпочитают жить в центре, да и, по здравому размышлению, квадратных метров комплекса "Москва-Сити" значительно больше, чем офисных служащих.

4
Военторг

Любил экс-мэр Москвы разрушить старое и построить новое. Здание Военторга на Воздвиженке было построено в самом начале XX века по заказу офицеров Московского военного округа, "венский" ампир украшал центр Москвы вплоть до 2003 года, когда Юрий Михайлович обнаружил нефункциональность здания. В своем желании перестроить Военторг Лужков переиграл даже Архитектурный совет, запретивший снос здания.  Не помогло даже письмо министра культуры Швыдкова с просьбой остановить уничтожение памятника. В 2003 году за несколько месяцев здание в стиле "венского" ампира было снесено. Новому Военторгу было отказано в стиле модерн, постройка отвечала основным предпочтениям Юрия Лужкова - масштабам пространства под офисы, цветовым гаммам и паркингам: "Военторг шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг."

5
Дом- яйцо на улице Машкова

Лужковскую архитектуру любят критики, по мнению многих архитекторов стиль Лужкова претендует лишь на стеб и китч. Не принимает общественность "уникатов" Юрия Михайловича. Дом-яйцо на улице Машкова наиболее ярко выражает архитектурные изыски бывшего мэра Москвы. Эпоха девелоперов - в лучшем виде, время, когда каждый имеющий деньги предприниматель мог приложить руку к застройке Москвы. Дом-яйцо - проект архитектора Сергея Ткаченко, одобренный смелым предпринимателем, мечтающем о большом количестве метров на небольшом количестве земли. Участок для постройки элитного дома выглядит смешно, покупка особняка в форме яйца утопичной, зато постройка громко кричит: "Нет плоскомордой архитектуре!".

6
Ларьки и лавочки

Желание Лужкова использовать городское пространство на сто процентов выразила и рыночная архитектура. Реализовывать частный бизнес запрещалось у метро и на проезжей части, вся остальная территория стала вотчиной мелких предпринимателей. С приходом в 2010 году нового мэра ларьки и рынки растворились, лишив тысячи приезжих рабочих мест, а пенсионеров - веры в качество продуктов.

7
3-е транспортное

Каждое архитектурное строение эпохи Лужкова вызывало очевидное общественное отторжение. Связано ли это с тем, что люди, в принципе, боятся чего-то нового или же с действительно плохим вкусом градоначальника, вопрос открытый, но, может быть, все дело в том, что строил Лужков дома и церкви, а мечтал о дорогах. В 1990-е была реконструирована МКАД, появилось Третье Транспортное кольцо, призванное разгрузить утопающий в пробках город. Юрий Михайлович мечтал о Четвертом Транспортном, а современники ругали мэра за очередной промах.

7 русских слонов