28 сентября 2010 года с политической авансцены ушел Юрий Михайлович Лужков. Менялось время, менялись руководители - в Москве формировался "лужковский стиль". 7 архитектурных построек эпохи Лужкова.
В самом медийном храме Москвы сегодня, кажется, восстанавливается привычно-тихая, церковная атмосфера. Впрочем, покой мало ассоциируется с Храмом Христа Спасителя - слишком громкая история у храма эпохи Николая I. Вступивший на пост мэра Москвы в 1992 году Юрий Михайлович, получил в хозяйство не Храм Христа Спасителя, а огромный бассейн "Москва". Реконструкцию храма Лужков не без должной гордости считал одним из самых благих дел своих. СМИ пестрели рассказами мэра о проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться - здесь и неожиданный звонок Ельцина в духе Сталина, и прочие трудности.
Храм Христа Спасителя стал первым архитектурным проектом Лужкова, постройка презентовала не только мобильность работ (храм был построен за четыре с половиной года в противовес затраченных сорока в XIX веке), выгодную дешевизну материалов, денежные аппетиты Церетели, но и определенное архитектурное безвкусие Юрия Михайловича.
Архитектура ли? Вряд ли, но если искать символ "новой" Москвы в правление Лужкова, не заметить памятник "В ознаменование трехсотлетия российского флота" в девяносто восемь метров роста невозможно. Петр I стал в легенду, потянув за собой и Зураба и Лужкова. Поставил памятник не иначе сам Лужков, Москва уже в 1997 отказалась от Петра "с телом Христофора Колумба". Пятого ноября 1997 года памятник был открыт, вслед за ним по Москве разлетелись "бронзовые ноги" президента Российской академии художеств.
За двадцать лет правления Юрий Михайлович основал-таки новое стилистическое направление в архитектуре. Идея Лужкова заключалась в перестройке старого города с нефункциональными "хрущевками", невыносимыми дорогами в утопию мирового масштаба. Проекты зданий, на крышах которых предполагалось строить трассы, напоминают виртуальную реальность. Воплотить их в жизнь Лужков не успел, но проект архитектурного наполнения города создал. С 1992 года Москву, оказавшуюся в руках Юрия Михайловича, наводнили так называемые "уникаты", бизнес-центры и банки. Началась эпоха офисного рабочего. Бизнес-квартал "Москва-Сити" соединил собой и утопичный проект "галактических" городов и действующую политику правительства Москвы в отношении мобильного наполнения пустующих территорий. Комплекс по-прежнему не достроен, Лужков предполагал порядка тридцати деловых башен, пока дорожный разъезд блокируют лишь шесть. По мнению Лужкова, центр должен был стать офисным государством, однако сегодня "Москва-Сити" скорее сейф для квадратных метров - места много, смысла мало. Офисные служащие любого ранга предпочитают жить в центре, да и, по здравому размышлению, квадратных метров комплекса "Москва-Сити" значительно больше, чем офисных служащих.
Любил экс-мэр Москвы разрушить старое и построить новое. Здание Военторга на Воздвиженке было построено в самом начале XX века по заказу офицеров Московского военного округа, "венский" ампир украшал центр Москвы вплоть до 2003 года, когда Юрий Михайлович обнаружил нефункциональность здания. В своем желании перестроить Военторг Лужков переиграл даже Архитектурный совет, запретивший снос здания. Не помогло даже письмо министра культуры Швыдкова с просьбой остановить уничтожение памятника. В 2003 году за несколько месяцев здание в стиле "венского" ампира было снесено. Новому Военторгу было отказано в стиле модерн, постройка отвечала основным предпочтениям Юрия Лужкова - масштабам пространства под офисы, цветовым гаммам и паркингам: "Военторг шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг."
Лужковскую архитектуру любят критики, по мнению многих архитекторов стиль Лужкова претендует лишь на стеб и китч. Не принимает общественность "уникатов" Юрия Михайловича. Дом-яйцо на улице Машкова наиболее ярко выражает архитектурные изыски бывшего мэра Москвы. Эпоха девелоперов - в лучшем виде, время, когда каждый имеющий деньги предприниматель мог приложить руку к застройке Москвы. Дом-яйцо - проект архитектора Сергея Ткаченко, одобренный смелым предпринимателем, мечтающем о большом количестве метров на небольшом количестве земли. Участок для постройки элитного дома выглядит смешно, покупка особняка в форме яйца утопичной, зато постройка громко кричит: "Нет плоскомордой архитектуре!".
Желание Лужкова использовать городское пространство на сто процентов выразила и рыночная архитектура. Реализовывать частный бизнес запрещалось у метро и на проезжей части, вся остальная территория стала вотчиной мелких предпринимателей. С приходом в 2010 году нового мэра ларьки и рынки растворились, лишив тысячи приезжих рабочих мест, а пенсионеров - веры в качество продуктов.
Каждое архитектурное строение эпохи Лужкова вызывало очевидное общественное отторжение. Связано ли это с тем, что люди, в принципе, боятся чего-то нового или же с действительно плохим вкусом градоначальника, вопрос открытый, но, может быть, все дело в том, что строил Лужков дома и церкви, а мечтал о дорогах. В 1990-е была реконструирована МКАД, появилось Третье Транспортное кольцо, призванное разгрузить утопающий в пробках город. Юрий Михайлович мечтал о Четвертом Транспортном, а современники ругали мэра за очередной промах.