12/07/13

7 исторических фактов о начале телефонизации России

13 июля 1882 года в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе и Риге открылись первые телефонные станции. С этого дня началась долгая история телефонизации России. Мы вспоминаем 7 фактов об этом процессе.

1
Первые телефоны

Сами телефоны появились в нашей стране ещё раньше. Вскоре после того, как в марте 1876 года в Бостоне Александр Грэхем Белл произнёс в трубку: «Мистер Ватсон, зайдите, я хочу вас видеть» - первые аппараты были установлены в домах некоторых купцов и членов монаршей семьи, следивших за появлявшимися на Западе техническими новинками. А уже в марте 1879 года из Петербурга смогли успешно дозвониться в Малую Вишеру, железнодорожную станцию в 150 верстах от столицы – так был совершён первый в истории страны междугородний разговор.

2
«Не слушайте ртом и не говорите ухом»

Первые агрегаты были и громоздки, и ненадёжны. Телефон поначалу весил восемь килограммов и крепился к стене. Состоял он из индуктора и звонка Гилелянда, микрофона Блэка, собственно телефона производства Белла и батареи элементов Лекланже. Ни диска, ни тем более кнопок на корпусе не было. Не было и трубки в нынешнем представлении: говорить приходилось в большую круглую воронку, ко второй прикладывать ухо. Причём микрофон находился внизу, и чтобы тебя услышали, нужно было не только произносить слова громко и членораздельно, но и наклоняться. Устройство было настолько непривычно, что во избежание путаницы существовала инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!»

3
Непростой разговор

Но и до самого разговора нужно было ещё дожить: сначала абонент должен был крутить ручку индуктора, после чего на противоположном конце провода возникал голос телефонистки, которой сообщался номер собеседника, она соединяла номера – и, если второй абонент оказывался дома, разговор начинался.
По окончании беседы (которые обычно были очень коротки, ввиду дороговизны и низкого качества связи) абонент снова должен был крутить ручку индуктора – так «вешали» трубку

4
Фон Баранов

С петербургского предпринимателя-инженера, выходца из эстляндских дворян, В.О. фон Баранова началась официальная отечественная история телефона. 25 сентября 1881 года из Кабинета Министров поступило утверждение об «Основных условиях устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России». Был объявлен конкурс, в котором участвовали многие компании, имевшие хоть какое-то отношение к телефонии. Странным образом тендер выиграл фон Баранов, который вскоре перепродал права компании Александра Белла.

5
Международное телефонное общество Белла

Благодаря стараниям фон Баранова на 20 лет монополистом в области телефонии стало Международное телефонное общество Александра Белла. Именно его сотрудниками были открыты первые телефонные станции в Москве, Варшаве, Петербурге, Одессе и Риге.
«Уполномоченный обращается ко всем казенным, городским и общественным учреждениям, а равно и ко всем лицам, желающим абонироваться на телефоны, с покорнейшей просьбой делать заявление в контору московских телефонов», - такое объявление появилось 22 мая 1882 года во многих московских газетах. И 13 июля отделения связи в первых пяти городах заработали. Где через три, где через четыре года телефонные станции были открыты в других городах: Баку, Нижнем Новгороде, Ревеле, Либаве, Ростове-на-Дону.
Ежегодная плата за пользование телефоном составляла 250 рублей (более 300 тысяч нынешними) в год. А если абоненту не посчастливилось жить ближе чем в трёх верстах от телефонной станции (немногим более трёх километров), то за каждую версту он платил по 50 рублей сверху. Несмотря на дороговизну услуги, число клиентов компании Белла неуклонно росло. К началу 20 века телефонами в Москве пользовались почти 3 тысячи человек, а в Петербурге – почти четыре.

6
Телефонные барышни

Важнейшим элементом в конструкции телефонной сети была – телефонистка. Работа её была ответственная, важная, требующая выдержки и концентрации. Вакансию телефонной барышни могла занять только незамужняя девушка в возрасте от 18 до 25 лет, высокая, с длиной туловища не меньше 128 сантиметров. Телефонистки давали клятву о неразглашении информации, услышанной в разговорах, и обязались выходить замуж исключительно за работников связи. За тяжёлый труд – сидеть на жестких стульях по 200 часов в месяц, с железной гарнитурой микрофона на груди и наушниками, соединять быстро и безошибочно богатых абонентов – барышни получали хорошие по тем временам 30 рублей в месяц. Но работа была на износ, и многие уходили, не протянув и ста дней. С другой стороны, ходили легенды о сладкоголосых телефонистках, пленявших богачей и тем обеспечивавших себе безбедную молодость.

7
«Телефон в каждый дом»

В 1900 году истекал контракт с белловской компанией и был объявлен новый конкурс. Победителем из него вышло «Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество», с которым и подписали контракт на дальнейшую телефонизацию российских городов. Принцип выбора именно этой фирмы был прост: её представители предложили наименьшую абонентскую плату: всего 79 рублей против 250-ти у Белла. Кроме того, главой общества был Ларс-Магнус Эрикссон, уже хорошо зарекомендовавший себя в России как производитель телефонных аппаратов. Ещё 31 декабря 1897 года он основал в Петербурге первую телефонную фабрику-мастерскую.

Развитие телефонных сетей Эрикссон и компания развернули под лозунгом «Телефон в каждый дом». И, нужно отметить, что шведско-датско-русские связисты в своём начинании преуспели. Если в 1900 году на всю Москву было почти 3 тысячи телефонов, то к 1916-му телефонизировано было уже более трёх процентов населения города. Обществом была построена крупнейшая в Европе ТС – на 60 тысяч номеров. Эрикссон телефонизировал даже Кремль, подарив в 1903 году Николаю Второму аппарат, инкрустированный золотом и слоновой костью.

С революцией телефонная сеть была национализирована. Равно как и фабрика Эрикссона. С 1927 года она стала называться «Красной зарёй».

Григорий Саблин