27 сентября православные отмечают Воздвижение Креста Господня. Праздник, посвященный событиям, не описанным в Новом Завете.
Крест – самый узнаваемый атрибут христианской церкви. Он возвышается над каждой церковью, его знаменем осеняют себя верующие. Символ Таинства Крещения, он дается людям, как оружие и напоминание о завете человека с Богом. Каждый раз крест свидетельствует о Боге, напоминая о крестных страданиях пришедшего на землю ради спасения человека Иисуса Христа. Именно через кровь, пролитую на Кресте, люди обретают искупление грехов и именно этот символ становится оружием каждого христианина. Тема Креста – одна из главных тем не только Нового Завета – ей посвящено огромное количество трудов святых Отцов Церкви. В IV веке Кирилл Иерусалимский, размышляя о значении креста, пишет: «Всякое деяние (действие) Христово – похвала Вселенской Церкви, но похвала похвал – крест».
В Русской Православной Церкви почитанию Креста посвящено три праздничных периода – Крестопоклонная неделя Великого поста, воспоминание о чудотворности древа Честного Креста и Воздвижение, о котором мы сегодня говорим.
На празднование Воздвижения Креста Господня приходится неделя – отдание праздника 4 октября. Сегодня Русская православная Церковь вспоминает не только обретение Креста в Иерусалиме, но и его возвращение в Святой Город тремя столетиями позже. Праздник, установленный лишь в VII веке, христиане сочли нужным соединить с Воздвижением. Мотив сближения значимых событий истории Христианства кроется в обряде – как при обретении, так и при прославлении Честного Креста предстоятель церкви воздвигал, иными словами, поднимал Крест над головой, обращая его ко всем сторонам света.
О том, как Крест оказался на Голгофе, о крестной смерти Иисуса Христа повествует Новый Завет, история, с которой, так или иначе, знаком каждый. Что же было дальше? Расцвет языческих предпочтений древних правителей не столько коснулся, сколько охватил город Иерусалим. В 70 году н. э. город был захвачен и разрушен римским Императором Титом – место распятия и смерти Иисуса Христа – средоточие христианского поклонения, в ряду многих других, было разрушено и засыпано мусором. Позже римский император Адриан, желая уничтожить любое напоминание о христианской вере, засыпал место положения гроба Господня землей и камнями, руками императора «скала Креста» вновь стала местом поклонения, но языческого. На Голгофе было установлено капище, обитали в нем языческая чета Юпитера и Венеры.
Равноапостольный император Константин значительно повлиял на историю христианской веры - установил новое летоисчисление в пику языческому, выпустил первых христиан из катакомб. Благодаря усилиям императора Константина, в 1326 году были найдены Гроб Господень и Животворящий Крест. По преданию, в борьбе с соперниками Максентием и Ликинием, в одном из сражений Константин увидел на небе Крест с надписью «Сим победиши». Идея найти Животворящий Крест захватила императора, став в 326 году полновластным правителем Римской империи Константин, обратился к поискам.
Праздник Воздвижения Креста Господня посвящен, прежде всего, его обретению. В Палестину на поиски Креста император отправил свою мать, царицу Елену. В Русской Православной Церкви царица Елена, как и ее сын, почитаются святыми. Благодаря стараниям царицы и иерусалимского патриарха Макария, была обнаружена пещера Гроба Господня, а совсем рядом были найдены три креста. Оставалось определить, на каком же из трех был распят Христос? Патриарх Макарий поочередно прикасался крестами к покойнику. Мертвец ожил в тот момент, когда на него был возложен Крест Господень, здесь же, при обретении Креста произошло чудо исцеления больной женщины. Благодаря усилиям царицы Елены Иерусалим приобрел христианский облик – было построено порядка восьмидесяти церквей, а христианская Церковь обрела одну из главных святых реликвий.
Позже, в правление византийского императора Фоки, Святой Крест был похищен персами, вместе с Животворящим Крестом в плену оказался патриарх Захарий. Лишь через четырнадцать лет новый император Ираклий вернул Иерусалиму его святыню и патриарха. По Преданию, когда император в порфире и венце нес Животворящий Крест в храм Воскресения, путь ему преградил Ангел. Шедший рядом, патриарх Макарий напомнил Ираклию о том, что крестный путь Христа был, прежде всего, уничижением, смирением Иисуса перед волей жаждущих Его смерти иудеев. Сняв порфиру и царский венец, Ираклий в простой одежде, внес Крест в храм. Возвращение Креста Господня в Иерусалим вспоминается сегодня Русской Православной Церковью вкупе с Воздвижением Креста Господня.
Узнаваемый атрибут христианской веры – крест, как символ милосердия и воинской силы, широко использовался в Средние Века. Он же стал символом женской заботы в условиях войны. В 1854 году, в день праздника Крестовоздвижения, в Петербурге по настоянию Великой княгини Елены Павловны была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Поводом к созданию организации, прототипом которой служило «Международное движение Красного креста», стало начало Крымской войны. Уже на следующий день тридцать две медсестры прибыли в Севастополь. О сестрах Крестовоздвиженской общины писали многие современники - Кони полагал создание отряда сестер милосердия в новаторские заслуги Российской империи, деятельность сестер в Севастопольских рассказах описывал Толстой, а Сергеев-Ценский запомнил накануне отправления в Крым: «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах».