Об успешной карьере летчика в детстве Валерий Чкалов мог только мечтать. Родился он в семье котельщика, рано потерял мать и рос в довольно тяжелых условиях. После учебы в речном ремесленном училище он устроился работать сначала кузнецом, а потом кочегаром на землечерпалку, параллельно помогая отцу на службе. В пятнадцать лет он увидел в небе самолет, и это навсегда перевернуло его жизнь — уволившись с работы, он пошел в Красную Армию, чтобы обучаться летному делу и быть ближе к своей новой высокой страсти.
Окончив обучение, Чкалов отправился для прохождения службы в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова, где показал себя очень храбрым, а подчас даже дерзким пилотом. Его строптивый характер проявлялся и в манере управления самолетом — он множество раз получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал за свое поведение в тюрьму. Так, широко известен его знаменитый пролет под Троицким мостом через Неву, который он, конечно, совершил без разрешения начальства, и который позже, в 1940-м году, повторит другой советский летчик Евгений Бориченко для биографического фильма о Чкалове.
В 1928 году Чкалов и вовсе был осужден за свое воздушное лихачество, приведшее к аварии, и приговорен к году лишения свободы. На счастье, у него нашлись влиятельные заступники в лице Ворошилова и Алксниса, и через месяц он вышел на свободу, а еще через год устроился летчиком-инструктором.
За время своей службы в Научно-исследовательском институте ВВС, куда он был направлен на работу после своего заключения, Чкалов проделал поистине титанический труд — он освоил технику пилотирования 30 с лишним самолетов (всего за свою жизнь он и испытал около 70 самолетов) и совершил более восьмиста испытательных полетов. Продолжил заниматься испытаниями он и в должности летчика Московского авиационного завода № 39, где тестировал тяжелые бомбардировщкии и истребитили, и разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа в том числе наиболее известные — восходящий штопор и замедленную бочку.
По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. За 56 часов беспересадочного полета в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. О важности этого достижения можно судить хотя бы по тому, что встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично товарищ Сталин. С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя (в том числе официально — за перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина).
Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава — в июне 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер протяженностью 8504 км. В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме. По слухам, к славе и почестям Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу — известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо нее оказывалось советским летчикам.
В конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180. Подготовка проходила в условиях крайней спешки — тестировку летательного аппарата собирались закрыть до Нового года. При этом на момент испытаний в машине было выявлено порядка 190 дефектов, и о том, чтобы тестировать его в воздухе не могло быть и речи. И все же, несмотря на эти дефекты и отговоры конструкторов, 15 декабря Чкалов решил провести летные испытания — в итоге при заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице.
Гибель Чкалова породила массу легенд и домыслов. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолета. За халатность и неорганизованность в работе приведшей к гибели пилота под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Берией.
Масштаб фигуры Чкалова, конечно, впечатляет — личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы орденами и наградами. Неудивительно, что память о нем сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, а по мотивам его жизни снято несколько биографических фильмов.
В роковом 1938 году, весной, состоялась встреча легендарного лётчика В.П.Чкалова с краснофлотцами линкора «Марат» и работниками кондитерской фабрики «Марат», где был и мой отец А.И. Дипнер — гл. механик фабрики. Валерий Павлович рассказывал о своём знаменитом беспосадочном перелёте в Америку, потом все фотографировались. В Фотохронике ТАСС есть одна фотография этой встречи, однако никто не знает, кто кроме В.П.Чкалова, есть на этом снимке. В фотоальбоме о В.П. Чкалове издательства «Планета» 1984 года на 270 странице есть эта фотография, но нет никаких записей к ней, также там есть ошибка, вместо 1838 года там 1937 год, кроме того издательство «Планета» поленилось реставрировать старое фото и просто подрезало дефекты фотографии с двух сторон. Мне удалось отреставрировать эту старую фотографию и я знаю каждого, кто на этой фотографии, так как мой отец оставил об этой встрече мне свои записи. Если вас заинтересуют подробности этой встречи и отреставрированная мною фотография, то напишите.
Кроме этой фотографии на этой встрече с В.П.Чкаловым была сделана ещё одна, где у карты полёта стояли В.П.Чкалов и мой отец с дарственной надписью Валерия Павловича. Она была утерена при высылке семьи моего отца из Москвы и я был бы очень благодарен, если бы кто-нибудь нашёл её и выслал мне копию по Интернету.
С уважением Александр.