10/08/16

Иностранцы, которые надолго "застряли" в России

Россия – страна гостеприимная. С давних пор иностранцам по своей воле или вопреки ей приходилось «застревать» в нашей стране.

1
Елисей Бомель: штатный кудесник

image

Иван Грозный был славен своими странными пристрастиями. Это касалось и его методов управления, и тех людей, кто входил в его окружение. Как известно, самодержец  страдал манией преследования, боялся внезапных хворей и отравлений. Самое логичное было держать лучшего «отравителя» поближе к себе. Елисей Бомель в этом деле был лучшим и он был лейб-медиком при Иване Грозном.  Бомель  был не столько доктором, сколько алхимиком и даже магом. Он уверял, что может вызывать пожары и стихийные бедствия. Надо ли говорить, что ни народ, ни бояре его не любили.  Когда Грозный был в Новгороде, бояре донесли, что голландский кудесник готовит против него заговор.  От греха подальше Елисея вздёрнули на дыбе и сожгли.

2
Джимми Лингет: "пиф-паф" по-шотландски

Джимми Лингет был шотландцем  по происхождению. Этот «доблестный воин и благородный человек», по словам Джерома Горсея, в 16 веке возглавил отряд шотландских наемников на службе у русского царя. «Двенадцать сотен этих солдат сражались с татарами успешнее, чем двенадцать тысяч русских с их короткими луками и стрелами. Крымские татары, не знавшие до того ружей и пистолей, были напуганы до смерти стреляющей конницей, которой они до того не видели, и кричали: «Прочь от этих новых дьяволов, которые пришли со своими метающими «паффами». Это очень развеселило царя. Позднее они получили пожалования и земли, на которых им разрешалось поселиться, женились на прекрасных ливонских женщинах, обзавелись семьями и жили в милости у государя и его людей». В общем, идиллия, да и только. Наёмник Лингет прижился в России.

3
Сын разведчика

john_dee-235x300

В 1621 году  Артур Ди ,  сын знаменитого ученого и алхимика Джона Ди, прибыл на службу лейб-медиком ко двору Михаила  Федоровича.  Самого Джона Ди долго уговаривал стать лейб-медиком еще Борис Годунов, и вот спустя несколько десятилетий в Кремль прибыл его любимый сын. В Москве ему назначили большое жалованье — 250 рублей в год и ежемесячно «на стол» 72 рубля — всего 1114 рублей серебром .Артемий Иванович не только лечил царя Михаила, но и преподавал ему основы алхимии и физики. По легенде, под руководством этого англичанина часть алхимических опусов были зашифрованы в изразцах Царских Палат Ипатьевского монастыря, любимой обители первых Романовых. Ди пробыл в Москве 14 лет, в течение которых он занимался развитием отечественной фармацевтики и писал свой знаменитый алхимический трактат Fasciculus Chemicus. Есть версия,  что Артемий Иванович Дий  выполнял роль резидента английской разведки. Отец Артура считается создателем первой разведки, поэтому версия имеет право на существование.

4
Шестимерный мир

Роберто Бартини принял советское гражданство в 1921 году.  Скажем за это «спасибо» Муссолини.  Итальянский учёный бежал от фашистского режима в СССР. До 1938 года он успешно занимался научной деятельностью :  через 7 лет после получения гражданства  Роберто уже  возглавлял группу проектирования гидросамолетов. В 30-ых -  проектировал экранопланы и военные самолеты.  Автор более 60 законченных проектов самолётов. Кроме заслуг в авиастроении, Бартини стал также создателем теории шестимерного мира.   В 1938 году, в связи с известными инициативами власти, Бартини был арестован и осуждён  как «враг народа». Отправлять полезного авиаконструктора «на севера» не стали, но свободу существенно ограничили. Он отбывал заключение  в закрытом КБ тюремного типа, где работал вместе с Туполевым. Освобождён  был только через 8 лет,  ещё через 10 - реабилитирован.

5
Атомный итальянец

Бруно Понтекорво в СССР привел научный интерес, а также связи с советской разведкой.  В 1934-ом году учёный  участвовал в знаменитом эксперименте Ферми, продемонстрировавшем свойства медленных нейтронов, и нашедшем путь к открытиям в области ядерного распада. Советская разведка не дремала, именно через Понтекорво были получены ценные знания, позволившие впоследствии СССР создать атомное оружие. В 1948 году Понтекорво получает британское гражданство и участвует в британском атомном проекте AERE. 31 августа 1950 года, неожиданно прервав отпуск в Италии, Понтекорво с женой и тремя детьми вылетел в Стокгольм, где жили родители жены, а на следующий день через Финляндию прибыл в СССР. Уже в сентябре того же года Понтекорво приступил к работе на самом мощном протонном ускорителе того времени, в так называемой Электрофизической лаборатории Академии наук (ЭФЛАН). Последние 15 лет учёный страдал от болезни Паркинсона, часть его праха захоронена в Дубне, часть – на протестантском кладбище в Италии.

6
Враг Гитлера

Вольф Мессинг – один из самых известных людей, оставшихся в нашей стране. Прибыть в СССР его также заставил фашистский режим. Мессинг добился  личной ненависти Гитлера за то, что предсказал его гибель  ещё в 1937 году.  За голову предсказателя была назначена награда в  200 000 марок. В 1939-м, после вторжения нацистов в Польшу, бежал из Варшавы в телеге, заваленной сеном, а затем через Буг в СССР.  Во время Второй мировой войны на средства Мессинга были построены два истребителя. Выступал с «чтением мыслей» в агитбригадах, в цирке, а затем с персональными программами в Госконцерте. Хорошо известна история, как Мессинг при помощи гипноза сумел без пропуска пройти в кабинет Сталина при помощи гипноза, после чего в его удивительном даре уже никто не сомневался.

7
Америка - а-та-та!

Арнольд  Локшин, американский биохимик  и онколог, попросил политического убежища  для себя и семьи в 1986 году.  Причиной такого шага учёный  назвал преследование его американскими спецслужбами  из-за коммунистических убеждений Арнольда.   Локшин был одним из специально приглашенных участников телемоста Познер — Донахью.  Опальный онколог ездил по стране с пресс-конференциями, на которых клеймил американские спецслужбы. В общем и целом, Локшин старательно отрабатывал своё политическое убежище.  В 1990-м участвовал в учредительном съезде КПРФ, работал в Онкоцентре им. Блохина до конца 1990-х. Нынешняя судьба учёного неизвестна. Существует несколько полярных мнений о месте его пребывания: от Северной Кореи до США. Вместе с женой написал  книгу «Безмолвный террор: история политического преследования семьи в Соединенных Штатах».