25/02/14

7 ипостасей Алексея Балабанова

25 февраля 1959 года родился Алексей Балабанов. Невеселый сказочник, режиссер, каждый фильм которого становился событием, Балабанов был разным, но в каждом из воплощений своего таланта оставался честным. 

1
Националист

Все упреки в национализме Балабанов отфутболивал одним простым тезисом: "Почему я должен в фильме этого не показывать, если это правда? Как может кино развить национальную рознь? Она либо есть, либо ее нет». Балабанов, конечно, не был националистом. Он был патриотом - да, отказывался от предложений работать в Голливуде, создал национального героя Данилу Багрова, который "Родину любит", а за брата готов перестрелять сотню "небратьев". Балабанов всегда был предельно честен, не юлил и не строил из себя космополита. "Это у меня самая любимая поговорка русская – где родился, там и пригодился. Живи себе в своей стране со своими людьми, и будет нормально, будет хорошо, и все. Самая страшная проблема – это миграция. Придешь на русский рынок – у бабушек чеснок хороший и дешевый, в два раза дешевле, чем у других. Но у них ма-а-ленький прилавочек. А остальные на рынке все, как говорится, нерусские. Мне это не нравится".

2
Провокатор

Балабанов никогда не был "карманным режиссером". В чем его нельзя обвинить, так это в коньюктурности и стремлении потакать вкусам публики. Народный интерес к Балабанову начался с «Брата». Данила Багров сразу стал героем поколения. Не уверен, что ролевой моделью в плане действий (всё-таки странно ходить и стрелять в людей, покупая перед этим арбуз), но в плане некой ментальности – он был близок почти каждому. Вышедшие когда-то из кинематографа корневые понятия силы и правды преломляются Балабановым почти по-детски, но вместе с тем невероятно убедительно и правдиво. Режиссер умел задеть зрителя. Всякий раз он находил для этого способ. Обезоруживающий сермяжный патриотизм Данилы Багрова, удушающая атмосфера и натурализм "Груза 200", артхаусность "Про уродов и людей", максимальная оголенность "Кочегара" и "Я тоже хочу", сатира за гранью фола в "Жмурках", жесткая динамичность боевика "Война". Балабанов, не смотря на то, что его фильмы разножанровые, сумел создать свой узнаваемый стиль, "балабановщину". Кого-то от неё коробит, кто-то в неё влюблен. Но равнодушных не остается.

3
Порнограф

Кроме обвинений в натурализме Балабанов также был отмечен обвинениями в порнографичности. Это касается его фильма "Про уродов и людей". Сама атмосфера кино, в котором показаны "начала" российской порнографии, уже вызывает желание выключить телевизор. Порочно-убийственный воздух Петербурга, где уже не бывает «белых ночей», а тяжело висит над головой агрессивно-депрессивное по цвету, мрачно-безысходное небо Северной Пальмиры, которая кажется настоящим Адом. Голая женщина, которую какая-то старушка хлещет прутьями, и всё это снимается на камеру. Согласитесь, весьма противоречивая картина. Кто-то может углядеть в ней гениальность, кто-то просто развращение, и недостойное для его глаз зрелище. Фотографические открытки с униженной наготой женского тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Взгляд фотографа умеющий видеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа.

4
Эстет

Те, кто знаком только с поздним творчеством Балабанова, не знают, что режиссер не всегда снимал "картины для народа". Его первые фильмы можно отнести к арт-хаусу. Сюрреалистичные "Счастливые дни" по мотивам драмы Самуэля Беккета и фильм "Замок" по мотивам романа Кафки занимают достойное место в кинотеке ценителей. Эти фильмы открыли Балабанова Европе. Его стали приглашать на кинофестивали, которые он не любил, потому что "скучно". Балабанов умел говорить на разных киноязыках. Те, кто упрекал его в эстетстве "Счастливых дней" через шесть лет были возмущены обезоруживающей простотой "Брата".

5
Чернушник

Балабанов – художник очень неординарный. Каждый его фильм после «Брата» становился событием. Восторженно, обличительно, негодующе – но так или иначе о нем говорили и его обсуждали. Резонанс фильма «Груз 200» был таким, что билетеры в кинотеатрах отказывались продавать на него билеты. Для российского проката это был уникальный случай. "Груз 200" - самый темный фильм Балабанова. Мрачный натурализм в нем переходит всякие пределы. Неординарная звуковая дорожка только усиливает эффект "мрачняка". Знаменитой, к примеру, стала сцена, когда маньяк в исполнении Полуяна везет свою жертву в мотоциклетной коляске на фоне бетонных заводских пейзажей под "Маленький плот" Юрия Лозы. Балабанов мастерски умел работать на контрасте психологических  фактур, добиваясь при этом нужного эффекта.

6
Примитивист

Балабанов никогда не стремился к изысканным спецэффектам в своих работах. В последних фильмах Балабанов почти не работал с профессиональными актерами. Он ценил живой кадр и живое актерское исполнение – профессиональные актеры не всегда могут дать ту документальную фактуру, что ценилась «поздним Балабановым». Кроме того, до своего последнего фильма Балабанов снимал на пленку, относясь к цифровому кино негативно. "Кино снимается на пленку. Пленка сделана из коров – из желатина. Это живая субстанция. Она сохраняет энергию, которую ты отдаешь. А цифра энергии не передает. "Кодак" специальных коров выращивает, особый сорт, из которого потом делают пленку. Вот я на ней и снимаю".

7
Рокер

Балабанов первым из российских режиссеров стал массово снимать в своих фильмах русских рок-музыкантов. Объяснял он это так:"Музыка хорошая, во-вторых - друзья мои, а в-третьих- кого ещё снимать было тогда. Без денег". Алексей Октябринович был рокером. Он вырос из Свердловского рок-клуба и был вхож в питерскую рок-тусовку. Каждый его фильм –  почти клип. Музыка всегда работает на картинку. Балабанов делал очень важное и полезное дело: он сохранял имена. Уже сегодня не все подростки знают Настю Полеву, Наутилус, Олега Федорова, а так – услышат песню, понравится – набьют OST в поисковике и запомнят.

Источник фото: wikipedia.org