20/12/13

7 русских детских железных дорог

21 декабря 1953 года была открыта Сталиногорская детская железная дорога. Сегодня она носит имя Новомосковской и недавно была признана лучшей детской железной дорогой страны, а их в России больше двух десятков. О семи из них - мы расскажем.  

1
Красноярская железная дорога

Красноярская ДЖД, запущенная в 1936 году, стала второй, построенной на территории СССР. Первой была запущенная за год до этого в Тифлисе детская железная дорога, дошедшая до наших дней, к сожалению, лишь как часть паркового аттракциона, а не как самостоятельно функционирующее подразделение. Красноярская же дорога работает до сих пор — здесь по-прежнему проходят обучение школьники, желающие связать свою жизнь с железнодорожным транспортом. Более того, в 2007 году на Красноярской ДЖД даже была проведена масштабная модернизация, в результате которой ее протяженность увеличилась до 1300 метров и были переделаны остановочные пункты.
Кроме солидного возраста уникальность Красноярской ДЖД еще и в том, что она имеет малую ширину колеи — тогда как на других подобных объектах используется стандартная колея 750 мм, здесь движение осуществляется по узкоколейке шириной 508 мм. Поэтому все оборудование, включая вагоны, делается под эту дорогу специально.

2
Свободненская ДЖД

Одна из главных достопримечательностей города Свободный в Амурской области — детская железная дорога, — является самой протяженной в стране. Ее изначальный проект предполагал длину в 13,5 километров, но в итоге расстояние было сокращено до 11 км.
По задумке дорога должна была стать транспортной связью между городом и местным пионерским лагерем, но на следующий год после открытия — в 1941 году, — грянула война, и ее стали использовать совсем для других нужд — перевозки солдат и переправки нужных грузов леса, угля дров и соли для совхозного мясокомбината. Причем в связи с нехваткой взрослого трудоспособного населения грузовые поезда приходилось водить юным железнодорожникам. Так за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн хозяйственных грузов.

3
Новомосковская ДЖД

Новомосковская ДЖД была не так давно признана лучшей детской железной дорогой страны. Выглядит транспортный комплекс действительно очень современно — новые поезда и составы, оборудованный перрон, автоматизированные кассы, очень приятное местоположение. Не зря здесь часто устраивают прогулки молодожены, для которых часто пускают специальный свадебный вагон. Впрочем, Новомосковскую ДЖД нельзя назвать аттракционом и какой-то местной достопримечательностью, это полноценный учебный комплекс для будущих кадров российского РЖД. Здесь ежегодно обучается более тысячи детей, собирающихся освоить профессии машиниста, диспетчера, проводника, дежурных по станции и других железнодорожных специальностей.

4
Малая Московская железная дорога

Пример тифлисских инженеров, спроектировавших первую детскую железную дорогу на территории СССР в 1935 году, породил целую волну последователей. В конце тридцатых во многих крупных городах «Советов» началось проектирование и создание учебных заведений для будущих железнодорожников. Вслед за вышеописанной красноярской, эстафету подхватили в столице. 24 июня 1936 года началось строительство в подмосковных районах — Раменском и Ухтомском, в ноябре уже был готова первая очередь дороги, а на следующий год состоялось и торжественное официальное открытие.
Сегодня на Малой Московской железной дороге в городе Картаво проходят обучение школьники и практикуются учащиеся университета путей сообщения. Сама дорога работает с мая по конец августа, а покататься на ней можно обычным посетителям.

5
Свердловская ДЖД

Детскую железную дорогу в Свердловске хотели построить еще в начале 50-х годов в качестве подарка местному пионерскому движению. Но в послевоенные годы приступить к воплощению проекта не удавалось и стройка сдвинулась на несколько лет — лишь в в 1960 году по дороге, которой было присвоено имя Николая Островского, проехал первый состав. Здесь же был создан специальный детский сектор, в котором проходила учебная подготовка юных железнодорожников на практических и теоретических занятиях. Кстати, при учебном комплексе функционирует небольшой железнодорожный музей,  собранный учениками. Здесь можно найти модели и макеты вагонов и составов, собранные кружком железнодорожного моделизма, всевозможные технические приспособления, значки и медали с подобных дорог в других странах, и прочие атрибуты железнодорожной жизни и быта.

6
Малая Октябрьская железная дорога

Детская железная дорога была открыта в 1948 году и, согласно начальному проекту, имела протяженность восемь с лишним километров и три станции. В таком виде железная дорога существовала 14 лет, пока в 64-м году на ней не произошла страшная катастрофа — в результате столкновения дрезины и самосвала пересекавшего дорогу, погибло четверо юных железнодорожников и их инструктор. Чтобы исключить из пути следования опасный участок, дорогу пришлось сократить до 3 километров. В 2007 году ее и вовсе хотели закрыть, чтобы освободить территорию для строительства элитного жилья, но было найдено куда более удачное решение — перенос железнодорожной трассы. Новая дорога должна была связывать Купчино и Пушкино и частично проходить по трассе Императорской ветки Царскосельской железной дороги. Проект был торжественно открыт в 2011 году в присутствии губернатора Санкт-Петербурга и главы РЖД.

7
Казанская ДЖД

Казанская является одной из последних спроектированных на сегодняшний день детских железных дорог в России — ее открытие состоялось в 2007 году. Так что неудивительно, что в техническом плане это один из самых современных и образцовых среди подобных проектов — по сложности и стоимости строительства объекты ДЖД вполне сопоставимы с наземными станциями метрополитена.
Казанский железнодорожный комплекс функционирует круглый год — зимой здесь проходят теоретические занятия для детей, а в летние месяцы идет отработка профильной практики. Используется железная дорога не только для  обучения — в тот же летний сезон здесь возят и обычных пассажиров. Причем тарифы вполне приличные — 50 рублей для детей и 75 для взрослых.