02/01/13

7 русских змеев

Несмотря на то, что змеепоклонство не было свойственно русским, образ могучего ужасного змия, заимствованный у других народов, прочно укрепился в русской культуре. Традиционно ему противостояли лучшие воины и герои, а змеевидное чудовище было одним из самых распространенных символов зла.

1
Георгиевский змий

Известнейший сюжет, заимствованный из жития святого великомученика Георгия, пришел в древнерусскую литературу как повесть "Чудо Георгия о змие" и, спустя века, стал почти народным. Драматическая история о том, как военачальник Георгий спасает царевну от ужасного змея, сразив его копьем, закрепилась в сознании русского человека как образ всадника на белом коне, получивший столь широкое распространение в иконописи и геральдике. Стоит также отметить, что, согласно христианскому толкованию, змий здесь олицетворяет не только зло в общепринятом понимании, но, прежде всего, язычество.

2
Змея вещего Олега

Воспетая Пушкиным история гибели великого князя, знакомая всем со школьной скамьи, также рисует нам некий архетипический образ змеи, получивший широкое распространение в русской культуре.  В данном случае это не страшное чудище, а самая обыкновенная змея, притаившаяся в черепе коня и являющая собой не только традиционный символ мудрости, греха и непрерывного движения, но и символ рока, неизбежности судьбы.

3
Змей Горыныч

Самый страшный персонаж русского фольклора Змей Горыныч, обитатель гор и пещер, похитил не одну сказочную красавицу. С "лютым зверем Горынчищем" боролись многие былинные и сказочные герои: Добрыня Никитич,  Никита Кожемяка,  Иван Царевич и другие. Традиционно появление чудовища сопровождается темными тучами, громом и молнией. С образом огненного грозного змия также связан Змиулан - змеевидный демон в поверьях южных славян.

4
Феодул-змей

В "Повести о Еруслане Лазаревиче", памятнике XVII века, говорится о храбром молодом витязе Еруслане. Среди его подвигов есть и победа над страшным змеем. Герой помог своему названному брату Ивану одолеть грозного и непобедимого Феодула-змея и завоевать прекрасную царевну, Феодулову дочь.

5
Огненный змей

В другой древнерусской повести, "Повести о Петре и Февронии" тоже присутствует ужасное чудище. Злой крылатый змей стал прилетать к жене князя Павла. В этом контексте змей - архетипический намек на мужское начало. По русским преданиям, змей не против влюбиться в человека. Тогда напускает он на жертву морок, и родится от такой любви нечистое. Потому-то змей и искуситель. Петр убивает огненного змея, но испачкавшись его кровью, заболевает проказой. Излечивает Петра мудрая девица Феврония. С божьей помощью в повести убит лукавый змей, и с помощью любви излечена болезнь.

6
Тугарин змей

В красивейшем поэтическом произведении А. Толстого "Змей Тугарин" образ змея собирательный. Ясно, что этот злой персонаж - противник русских богатырей. В образе Тугарина видны и отголоски борьбы русских с кочевниками. Может, правы те, кто считает Тугарина половецким ханом Тугорканом, видя в этом стихотворении и отголоски византийского эпоса. Борьба человека со змеем, в конечном итоге, означает и борьбу со своим темным греховным началом. Отсекая головы Змею Горынычу, былинный богатырь борется и со своими страстями, которые, как и змеиные головы, имеют способность вновь вырастать.

7
Великий Полоз

Особое место образ змея занимает в сказах Павла Петровича Бажова. Этот змей сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека. Великий полоз в сказах  изначально не злой, как в Библии, а скорее мудрый и справедливый. А в сказе "Змеиный след" уже видна двойственность змеи, как духа подземного мира. Дочь Полоза, Змееловка, является как искушение, приносящее герою смерть. Связь змеи с подземным царством у Бажова велика. В сказе "Золотые Дайки" золотой змей одаряет богатством, а затем убивает. Голубые змейки, юркие ящерки, чудовищные змеи - все это черпал писатель из самородков уральских сказаний.

Полина Жарких