Сказочное начало – картина всеобщего благополучия, картина статичная и недвижимая – «жили-были». Но на сказочного героя неумолимо обрушивается беда-нужда. И с этого момента сказка разворачивается перед нами клубочком.Главный герой отправляется в путь-дорогу, где его ждут удивительные встречи, препятствия и испытания. Препятствия и волшебные средства, при помощи которых персонаж сказки преодолевает эти препятствия, - суть сказки, ее богатство, ее динамика и многообразие, пестрота.
Покидая дом, сказочный герой, будь то Иван-царевич или изгнанная злой мачехой падчерица, идет «куда глаза глядят» и неизменно оказывается в темном лесу. Лес – враждебная человеку, неведомая сила, таящая угрозу. Лес – задерживающая преграда на пути героя в «тридесятое государство», в иное царство, потусторонний мир, мир мертвых. Лес непроницаем, сквозь него не пройти, и только благодаря волшебному помощнику герой в мгновение ока перелетает через дремучее таинственное препятствие. Но лес может быть препоной не только для героя, но и для его преследователя. Так Иван-царевич бросает позади себя гребешок, из которого вырастают леса, тем самым преграждая путь врагу.
«Фу, как русска кость воня»
Долго ли, коротко ли оказывается герой перед избушкой на курьих ножках, без которой немыслим сказочный лес. В эту избушку просто так не войти, нельзя пройти и мимо нее. Ивану необходимо произнести заклинание: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». Только повернув избушку, он сможет попасть внутрь, где лежит на печи Баба-Яга, «костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И первое, что герой слышит, – восклицание Яги: «Фу, как русска кость воня». Хозяйке леса, Яге, претит запах гостя, не потому, что это запах русского, но живого человека! Ведь Баба-Яга – никто иная, как охранительница входа в тридесятое царство, царство мертвых, а ее избушка и есть этот вход…
Чистое поле
В некоторых сказках, едучи путем-дорогою, первое, куда попадает герой, не лес, а чистое поле. А в чистом поле столб (камень), а на столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Герой оказывается на распутье и должен преодолеть препятствие: сделать выбор, принять решение, в какую сторону ехать. Поле – само по себе препятствие. Оно чужое, неведомое пространство, открытое и незащищенное от внешних таинственных сил. Именно здесь герой погибает на обратном пути домой: его убивают, разрубают на части завистливые братья-неудачники. Но погибает герой, чтобы затем быть воскрешенным, оживленным «живой» и «мертвой» водой, чтобы восторжествовали добро и справедливость.
«Окиян-море широкое, река огненная»
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути героя волшебной сказки оказываются и река-оборотень, и река огненная, и молочная река – кисельные берега, и река из пива, меда, вина и водки, и окиян-море – неорганизованное, бескрайнее, хаотичное пространство. Однако и эти, казалось бы, непосильные препятствия герой с легкостью преодолевает при помощи дарованных ему волшебных помощников, тем самым упорядочивая стихии, покоряя их. Так герою сказки «Мудрая жена» указывает путь волшебный клубочек. «Вот клубочек катился-катился — и прямо в море: море расступилося, дорога открылася; дурак ступил раз-другой и очутился с своими провожатыми на том свете».
«Лезть на гору – не влезть, ползти – не всползти»
Дмитрий-царевич едет-едет - «и вот перед ним гора высокая-высокая! Глазами не вскинешь!». Эту гору, как и любую другую сказочную гору, не обойти, не пройти мимо нее. Гора – центр мироздания, ось мира, образ вселенной. Гора трехчастна: вершина горы – обиталище богов, низ горы – мир мертвых, середина – мир людей. На гору можно подняться и тем самым обратиться к вышним силам за благословением, или же в гору можно войти. Так перед героем сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» оказывается гора, которая ничто иное как вход в пещеру, подземное царство, царство смерти.
Нужно ли сказочному герою достать молодильных яблок и живой воды или нужно попасть во дворец прекрасной царевны, для начала необходимо преодолеть препятствие в виде высокой-превысокой стены, ограды, тына. Но каким бы непреодолимым ни было препятствие, Иван-дурак с ним справится, ведь он не просто Иван и не просто дурак, а у него есть Сивко-бурко, вещий воронко! Перепрыгивая ограду – черту, разграничивающую свое и чужое пространство, герой демонстрирует свою избранность, привилегию. А добывая молодильные яблоки и живую воду, молодец-удалец перелетает стену на крылатом коне. На стене той струны с колокольчиками наведены и чуть что «зазвенят», «заструнят», возвещая появление пришельца, чужака.
Зелен сад
За сказочною оградою часто находится сад. Хотя сад – пространство культурное, упорядоченное, несмотря на свою изначальную принадлежность природе, стихии, но и оно порой выступает в качестве препятствия для героя. Во многих сказочных сюжетах сад – неотъемлемый атрибут пространства героини, царевны, царь-девицы, куда неожиданно вторгается герой на соколе, коне «о четырех крылах», а впоследствии женится на героине. А в сад Елены Прекрасной, окруженный золотой решеткой, врывается серый волк, волшебный помощник Ивана-царевича, с тем, чтобы похитить ее для Ивана, пока тот ожидает в поле. Сад – свое, освоенное для героини, для героя же оно - препятствие, чужое пространство, но чужое до поры до времени, до женитьбы.
Юлия Пенегина
Иллюстрации: А. Орлеанский