Гигантский сундук на Красной площади серьёзно возмутил общественность. Депутаты наперегонки строчат обращения, ищут виноватых и тем самым только делают рекламу одной фирме. Мы вспомнили 7 других "спорных" вещей на Красной площади.
Несколько смущают в нынешней риторике политиков слова о том, что Красная площадь "всегда была сакральным местом". Сакральным местом Красная площадь была далеко не всегда. Изначально она была торговой площадью, рыночной, носила название "Торг" или "Пожар". Больше того, она изначально и площадью не была. Площадью это место стало после того, как в 1493 году Иван Третий приказал очистить территорию у Кремля от деревянных построек, в связи с пожароопасностью. Указ указом, но от торговцев оказалось не так просто избавиться: на площади то и дело возникали стихийные мелкие рынки и продолжали строить деревянные дома, которые периодически приходилось сносить. Перманентная борьба со стихийной застройкой продолжалась долго. Красная площадь никак не хотела становиться "сакральной", оставаясь рыночной.
Самым древним объектом, который существует на Красной площади и сегодня, является Лобное место. Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр. Вопреки общепринятому мнению, лобное место для казней использовалось редко. Традиционно оно предназначалось для декламации царских указов. Наибольшее значение для московского населения лобное место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крёстным знамением. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 году лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 году Никита Пустосвят «с товарищи»; с него же успокаивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.
Как можно понять, Лобное место всегда занимало центральное место в коммуникации власти и русского народа. Сегодня оно находится несколько восточнее своего исторического месторасположения. 1 мая 1919 года, в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды, на Лобном месте был установлен деревянный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный. У Лобного места произошло покушение "на Сталина" (по факту - на Микояна) 6 ноября 1942 года.
Нет на Красной площади места более спорного, чем Мавзолей. Разговоры о целесообразности мавзолея и перезахоронении Ленина являются "тузом в рукаве" при информационных вбросах, например, перед очередными выборами. Мавзолей и саркофаг в нём, как бы это оксюморонно ни звучало, почти "живые" - на них больше десяти раз совершали "покушения". В ход шли различные орудия: от замотанных в носовой платок камней, бутылок с краской и рулонов туалетной бумаги до огнестрельного оружия.
С городским пассажирским транспортом в Москве начала XX века сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев - у города и у Бельгийского общества конно-железных дорог. 22 сентября 1909, во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии, на Красной площади собралась специальная комиссия, и вновь начались жаркие споры. Художник Васнецов предложил комиссии взглянуть на Красную площадь от Исторического музея. Вид был ужасен: частокол трамвайных столбов, опутанных контактными проводами, совершенно изуродовал вид на Покровский собор, а медленно ползущие трамваи закрывали и памятник Минину и Пожарскому. Трамваи по Красной площади ходили до 1930 года, споры об их практической и эстетической ценности не стихали, как говорится "всю дорогу".
28 мая 1987 года, в 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами. Фото- и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован. В общей сложности «нахальный аэрокуренок» провел в Москве 433 дня. После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она, якобы, отказалась пойти с ним на свидание. Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. В общем-то, если Советам достались шок и потрясение, то немецкий народ вместо национального героя обрел обычного хулигана.
Красная площадь, в силу своей "центральности", была и остается идеальным местом для того, чтобы "себя показать". Можно годами плясать гениальный танец в балетной пачке и балаклаве у себя в квартире, но так и не прославиться, но если выйти на Красную площадь, а ещё вернее - Лобное место, и сплясать то же, и всё - внимание обеспечено. Красная площадь знавала не один перфоманс. Одна из самых первых российских арт-групп, движение «Экспроприация Территории Искусства», которую возглавлял Анатолий Осмоловский, первыми выступили с перфомансом у стен Кремля. Трое человек принесли на Красную площадь стол и съели за ним батон колбасы за 2 р. 20 коп., сделав затем вид, что отравились. Другой знаменитый российский перфомансист, «в портфолио» которого множество ярких и сумасшедших акций, в 1995 г. зимним февральским днем вышел на Лобное место в боксерских трусах и перчатках и, восклицая «Ельцин, выходи!», выполнял боевые приемы. Помогал ему в перфомансе писатель Алексей Цветков, стоявший рядом с черным флагом, на котором был изображен красный ощетинившийся кот. Акция была «похоронами иллюзий о прямой античной демократии» и вызовом представителям власти. "Красноплощадные" перфомансы на слуху. Недавняя акция Петра Павленского - тому подтверждение.
В России одни законы, в Москве - другие, на Красной площади - особые. Придите на Красную площадь с "мыльницей" и фотографируете, что захотите. Но стоит Вам взять фотоаппарат побольше - сразу окажетесь по ту сторону закона. Ответ представителей закона один: Красная площадь – это особо охраняемый объект. От кого конкретно охраняемый? Чем мешает фотосъемка? Вопросы риторические. Сундук с дом - пожалуйста. А фотоаппарат на пять см больше по габаритам, чем "мыльница" - уже спецтехника. В России все равны, но одни ровнее, чем другие.
Алексей Рудевич