В годы Второй мировой войны госпожа Адельгейда (Хайди) фон Биленберг заведовала санаторием, в котором отдыхали и лечились сотрудники СС. В данной нацистской организации при жизни служил доктором и еë покойный муж. А брат Хайди был одним из приближенных рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Эта добропорядочная немецкая вдова стала супругой русского военачальника, перешедшего на сторону фашистов.
Личность генерала Андрея Андреевича Власова (1901-1946 гг.) в исторической литературе оценивается крайне противоречиво. Одни исследователи называют его не иначе, как предателем, другие видят в нем непримиримого борца со сталинизмом, который ради этой высокой цели начал сотрудничество с руководством нацистской Германии.
Публицисты Андрей Михайлович Донец и Юрий Тешабаевич Темиров совместно написали книгу «Энциклопедия заблуждений. Война», в которой попытались объективно взглянуть на деятельность генерала, который был повешен властями СССР за государственную измену.
«От других коллаборационистов Власова отличало стремление провести максимально допустимую в тех условиях грань между интересами немцев и интересами его «движения», между вермахтом и РОА (Русской освободительной армией). Бывший командарм 2-й ударной под различными предлогами пытался избавиться от ярлыка изменника… Декларированная «высокая цель» – Россия без колхозов, большевиков и сталинской клики», – написали А.М. Донец и Ю.Т. Темиров.
Не осуждая людей, угодивших в жернова войны вместе с генералом А.А. Власовым, авторы книги «Энциклопедия заблуждений. Война» признают, что предательство не может иметь никаких оправданий.
Согласно официальной биографии, у военачальника было две супруги: Анна Михайловна Воронина и Адельгейда фон Биленберг, хотя этот высокопоставленный генерал никогда не оставался без женского внимания.
Известный историк Николай Михайлович Коняев в своей книге «Генерал Власов. Анатомия предательства» отметил, что и на фронте, и в нацистской Германии Андрей Андреевич часто заводил романы с медсестрами, буфетчицами, связистками...
Одна из таких походно-полевых жен – военный врач Агнесса Подмазенко – родила сына от генерала. А другая – Мария Воронова, скрашивавшая генералу жизнь во время боев под Москвой (еще до перехода на сторону фашистов) – неожиданно прибыла в Берлин летом 1944 года и призналась возлюбленному, что советское командование приказало ей отравить предателя.
В любом случае, вся жизнь А.А. Власова после его перехода на сторону фашистов находилась под неусыпным контролем сотрудников СС. Руководство Третьего рейха активно использовало генерала в целях пропаганды. Создание Русской освободительной армии, в которую помимо власовцев вошли потомки эмигрантов-белогвардейцев и казаков, курировал лично рейхсфюрер Генрих Гиммлер.
Не удивительно, что даму сердца для Андрея Андреевича подобрали из числа проверенных и благонадежных эсесовских вдов.
Сергей Бернгардович Фрёлих, потомок прибалтийских немцев, был одним из офицеров, служивших под началом А.А. Власова и после его перехода на сторону нацистской Германии. По окончании Второй мировой войны этот человек остался на территории ФРГ и написал биографическую книгу о бывшем начальнике, которую назвал: «Генерал Власов. Русские и немцы между Гитлером и Сталиным».
Вот как С.Б. Фрёлих охарактеризовал вторую супругу Андрея Андреевича: «Г-жа Биленберг была интересная особа 35-40 лет, культурная, образованная, начитанная и общительная. Она охотно играла на гитаре и пела. Еще до встречи она в кругах эсэсовцев выступала в защиту Власова. Они познакомились еще раньше в Берлине».
А в конце июля 1944 года руководство СС порекомендовало генералу посетить ведомственный санаторий, которым заведовала добропорядочная немецкая женщина. Оздоровительное учреждение находилось в живописном месте – у озера Таубензее, рядом с баварским городом Рупольдинг, где и сейчас расположено немало горнолыжных курортов. Чувства между Андреем Андреевичем и Хайди фон Биленберг вспыхнули быстро.
«Они ходили вместе гулять и с удовольствием беседовали. За это время Власов настолько освоил немецкий язык, что мог заставить себя понимать его, а г-жа Биленберг знала несколько фраз по-русски. Постепенно знакомство превратилось в связь, которая в конце концов привела к браку», – написал С.Б. Фрёлих.
И все же, несмотря на то, что руководство СС буквально способствовало развитию романтических отношений между А.А. Власовым и Хайди фон Биленберг, далеко не все приближенные генерала одобрили бракосочетание, состоявшееся в самом конце войны – 13 апреля 1945 года. Скромная официальная церемония прошла в отеле «Ричмонд» (Карловы Вары), поскольку в то время части Русской освободительной армии находились на территории Чехии.
В своей книге историк Н.М. Коняев привел воспоминания полковника СС Эрхарта Крэгера, который был приставлен к генералу, и «… считал, что женитьба сейчас не нужна ни Власову, ни Хайди Биленберг, ни СС». Хотя разрешение на заключение брака было получено у самого Генриха Гиммлера.
Согласно нацисткой пропаганде, после освобождения СССР от коммунистической идеологии Андрей Андреевич должен был стать одним из руководителей нашей страны. По мнению многих приближенных А.А. Власова, Адельгейда была амбициозной женщиной, которая буквально грезила о титуле «Правительница России».
«Конечно, и г-жа Биленберг любила Власова, но действовала скорее из тщеславия: она хотела стать «генеральшей» и не соглашалась на скромную роль его подруги. Она мечтала походить на Екатерину Великую, став супругой освободителя России, с большим влиянием на политику», – указал в своих воспоминаниях Эрхарт Крэгер.
С.Б. Фрёлих тоже без всякого сочувствия писал о судьбе Хайди фон Биленберг. Он открыто упрекнул ее в том, что эсесовская вдова постаралась удалить некоторых преданных соратников из ближайшего окружения своего супруга, что в дальнейшем привело к аресту и гибели генерала.
«Но мое влияние на Власова было уже недостаточным, и это случилось как раз в такое критическое время, когда надо было сделать все, чтобы защитить его и его сотрудников. Я был этим страшно подавлен. Может быть, в будущем я был бы единственным человеком, который мог указать Власову путь к спасению, как возможный пример, в католическом монастыре», – с досадой посетовал С.Б. Фрёлих.
Так или иначе, а 12 мая 1945 года (через месяц после бракосочетания) Андрей Андреевич был арестован советскими военными. Вместе с деньгами у него при обыске изъяли золотое обручальное кольцо. А в анкете, заполненной во время судебного следствия, А.А. Власов указал только одну супругу – Анну Михайловну Воронину.
По окончании войны Хайди фон Биленберг осталась одинокой, про неë все быстро забыли. Ни соратники и приближенные генерала, ни власти ФРГ не оказывали этой женщине никакой помощи. А денежные средства, которые ещë имелись после ареста мужа, Адельгейда доверчиво отдала неким предприимчивым дельцам, пообещавшим потратить все эти рейхсмарки на освобождение А.А. Власова. Разумеется, мошенники просто скрылись с деньгами.
Как написал С.Б. Фрёлих, Хайди фон Биленберг даже подавала официальное прошение германским властям о выделении ей пенсии как вдове генерала, но получила отказ. Женщине ответили, что А.А. Власов не служил в вермахте, поэтому ей не положено никаких льгот, пособий или привилегий.
Так она и умерла: одинокая, всеми покинутая, бедная.