Во время войны в Афганистане все советские солдаты были вынуждены так или иначе соблюдать обычаи и традиции местного населения. Но настоящим «афганским Штирлицем» можно назвать подполковника Марселя Габитова, который 3 года играл роль муллы Абдуллы – известного «духовного лидера» душманов.
Справедливый замполит
К началу Афганской войны уроженец Ульяновска, майор Марсель Халиулович Габитов, служил на Семипалатинском полигоне. В 1985 году после длительной подготовки он был отправлен в Афганистан в качестве замполита по работе с населением провинции Герат. В сборнике воспоминаний «Горячие ветры» Габитов назван «легендарной личностью», пользовавшейся огромным авторитетом у афганцев.
«Как правило, именно Марсель возглавлял кампании по раздаче местному населению припасов, участвовал во всех мероприятиях, проводимых с местными, - писал подполковник запаса Николай Стародымов. – Говорили, что за голову Марселя руководитель местных моджахедов Туран Исмаил назначил немалую премию. Однако местные жители взяли его под свою охрану. И потому никто из душманов не решался на акции против Марселя».
Мулла Абдулла
Однако работа замполитом являлась лишь прикрытием для более важной миссии Габитова. Командование понимало, что поддержку афганцев одними гуманитарными раздачами – рисом, керосином и калошами – не купишь. Большое значение имела религиозная сторона войны, на которую с самого начала сделали ставку вожаки душманов. Советский режим моджахеды называли «безбожным». Клин, как известно, вышибают клином. Среди афганцев большим влиянием пользовался некий мулла Абдулла, внешне поразительно похожий на Габитова. В какой-то момент настоящего служителя культа подменили советским майором.
«Перевоплощение» в афганца далось Габитову непросто. Хотя он и вырос в татарской семье, но к религии был равнодушен. Поэтому перед отправкой в Афганистан помимо местных языков ему пришлось выучить Коран и все тонкости исламских ритуалов. Габитов вспоминает, что зубрил материал по 20 часов в сутки. Немало помогли встречи с самим муллой Абдуллой, который тем временем загорал на советских курортах
Двойник муллы Абдуллы, внедрившийся в среду моджахедов Герата, доказывал им, опираясь на Коран, что поддерживать войну – грех перед Аллахом. Однажды он несколько часов подряд читал священную книгу, чтобы хотя бы на это время афганцы прекратили стрельбу. Речи муллы-«миротворца» обеспокоили западных «инструкторов» на базах в Иране и Пакистане, где Габитов также побывал с визитами. Однако моджахеды, которым полюбились проповеди советского майора, не дали его в обиду.
16 вождей
Миссия Габитова продолжалась до 1987 года. По свидетельству Николая Стародымова, он сумел убедить перейти на сторону правительства несколько тысяч афганцев. Оружие сложили 16 банд мятежников. Сам Габитов считает одним из главных достижений вербовку полевой командирши по имени Рауза.
«Её слушали так, как не слушали бы мужчину, и переход Раузы на нашу сторону я считаю одним из своих главных достижений. Она была грозой моджахедов», - рассказывал ветеран.
Своим личным приятелем Габитов называл вождя душманов Шамсутдина, под контролем которого находилось 38 кишлаков на реке Герируд. Его «мулла Абдулла» лично обучал чтению и письму. Впоследствии Габитов организовал для афганских вождей поездку в Москву и приём в Кремле. За свой подвиг сотрудник агентурной разведки ГРУ Марсель Габитов получил Орден Красной Звезды. А афганский президент Наджибулла по праву вручил ему национальный орден Мужества.