Алексей Кузнецов до сих пор остается одной из самых неоднозначных фигур в истории Ленинграда. Многие историки считают, что именно он виновен в плохой подготовке города к блокаде, в результате чего погибла почти половина его населения. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что за руководство Северной столицей Кузнецов получил благодарность от самого Сталина.
Партийная карьера и участие в репрессиях
Алексей Александрович Кузнецов родился в 1905 году в городе Боровичи Новгородской губернии. Отец Кузнецова был простым рабочим, поэтому неудивительно, что и он сам начал свою трудовую деятельность обычным сортировщиком на местном лесопильном заводе. Правда, если верить Николаю Зеньковичу, автору энциклопедии «Самые закрытые люди», Алексей Кузнецов с молодости не был чужд партийной деятельности. В начале 1930-х годов энергичного и, несмотря на возраст, к тому моменту уже довольно опытного партийца заметил Сергей Киров. Так Алексей Александрович оказался в Ленинграде в качестве руководителя Дзержинского райкома города.
Не оставил без внимания Алексея Кузнецова и первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Жданов. Как утверждает Владимир Кузнечевский, автор издания «Сталин и "русский вопрос" в политической истории Советского Союза», уже в 1937 году 32-летний Кузнецов стал ближайшим помощником Жданова и вторым секретарем горкома. Именно в Ленинградский период Алексей Александрович принял самое непосредственное участие в репрессиях. Согласно архивным материалам (приказ НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 года), Кузнецов входил в состав так называемой тройки, внесудебного органа, сотрудники которого решали судьбы «антисоветских элементов».
В блокадном Ленинграде
Однако Алексей Кузнецов стал широко известен не благодаря своему участию в репрессиях, а благодаря руководству Ленинградом в годы блокады. Как утверждают авторы сборника «Руководители Санкт-Петербурга» (под редакцией А. Л. Бауман), Кузнецов занимался фактически всеми проблемами блокадного города и его жителей. Он был заместителем председателя Комиссии по вопросам обороны Ленинграда, председателем комиссии по созданию оборонительных сооружений вокруг Северной столицы, председателем продовольственной комиссии, а также членом советов нескольких флотов. В роли «хозяина» Ленинграда Кузнецов в каком-то смысле даже затмил Жданова, у которого частенько наблюдались «моменты слабости».
Если верить Симону Себаг-Монтефиоре, автору книги «Сталин. Двор Красного монарха», Кузнецов стал настоящим народным героем. Он получал точно такой же паек, как и остальные блокадники, но при этом работал круглыми сутками. Для того, чтобы поддержать моральный дух бойцов, Андрей Александрович обходил траншеи и окопы вместе со своим 4-летним сыном Валерием. Дочери и жена Кузнецова уехали в эвакуацию, а мальчик остался с отцом именно для упомянутой цели. Неудивительно, что Кузнецов удостоился похвалы от самого Сталина. «Алексей, родина тебя не забудет!» - написал вождь. В довесок к записке Сталин отправил Кузнецову пачку своих любимых папирос.
Арест Кузнецова и его последствия
Возможно, впоследствии чекисты искали именно эту записку от Сталина у сына Алексея Кузнецова. По крайней мере, Николай Зенькович в своей энциклопедии «Самые секретные родственники» пишет о том, что каждое утро какие-то люди встречали Валерия Кузнецова у школы и вытряхивали содержимое его портфеля на землю. Так день Кузнецова-младшего стал начинаться с тех пор, как его отец был арестован, а потом и казнен. Алексей Александрович был взят под стражу 13 августа 1949 года в рамках общеизвестного «Ленинградского дела». По словам Валерия Кузнецова, его отец подвергался пыткам, в результате чего у него был поврежден позвоночник. В октябре 1950 года Алексея Кузнецова расстреляли.
Что касается записки Сталина, то она бесследно исчезла. Как пишет в своей книге «Раненое поколение», Александр Афанасьев, со ссылкой на воспоминания детей Алексея Кузнецова, чекисты даже разорвали коробку из-под папирос, которую «хозяин» блокадного Ленинграда хранил все эти годы. Досталось и членам семьи Алексея Александровича. Его жена Зинаида Дмитриевна провела несколько месяцев в наручниках во Владимирской тюрьме. Она была отправлена в ссылку, из которой вернулась только в 1954 году. Старшая дочь Кузнецова, Алла, умерла в возрасте 29 лет от лейкоза. Наиболее удачно сложилась судьба Валерия: он сделал политическую карьеру, а в 2000-х годах занимал должность директора бизнес-клуба «Меркурий».