«Алмазный Робинзон» Иван Смирнов: как подбитый японцами русский лётчик выжил в Австралии

На фронтах Первой мировой войны лётчик Иван Смирнов прославился как один из лучших русских асов, который одержал 11 побед над немецкими пилотами. А вот в годы Второй мировой войны имя Смирнова получило известность благодаря трагичной и удивительной истории, произошедшей на западном побережье Австралии.

Русский против японцев

Начало Второй мировой войны 44-летний русский эмигрант Иван Васильевич Смирнов встретил в рядах пилотов Королевских Голландских Авиалиний. В 1940 году Нидерланды были оккупированы нацистами, и Смирнов перебрался в пока ещё свободную голландскую Ост-Индию (Индонезию). Он работал в гражданской авиации до 1941 года, после чего ему вновь пришлось надеть форму военного летчика. Весной 1942 года японские союзники Гитлера начали вторжение на остров Ява, а потому пилотам голландских ВВС пришлось эвакуировать население в союзную Австралию.

Произошедший в те дни инцидент описан в воспоминаниях самого Ивана Смирнова, а на русском языке – в статье Георгия Косицина (газета «На сопках Маньчжурии»). В ночь на 3 марта 1942 года, перед очередным рейсом из Бандунга, Смирнов принял на борт самолёта Douglas DC-3 «Пеликан» ценную посылку. Это был обёрнутый бумагой ящичек из-под сигар с неизвестным содержимым. Его следовало доставить в отделение Commonwealth Bank в Мельбурне. Положив посылку в алюминиевый сейф самолёта, Смирнов, вероятно, тут же забыл о ней. Слишком сложный полёт ему предстоял. Кроме троих членов экипажа (второго пилота, механика, радиста) «Пеликан» должен был доставить в Австралию восемь пассажиров – в основном лётчиков и сотрудников Королевских Голландских Авиалиний (KLM). В числе пассажиров была женщина Мария ван Туйн и её полуторагодовалый сын Йоханнес.

Через несколько часов, когда самолёт Смирнова уже достиг округа Кимберли в западной Австралии, с ним поравнялись японские истребители. Это были самолёты «Мицубиши Зеро» из эскадрильи лейтенанта Занхиро Маяонобо. Вылетев с острова Тимор, японские лётчики скинули бомбы на австралийские города Брум и Уиндем. Именно в 80 км от Брума тройка истребителей, прикрывавших атаку под командованием лейтенанта Зензиро Мияно, встретила в небе транспортный DC-3.

Японцы начали обстреливать «Пеликан», пробили его обшивку, и правый двигатель загорелся. Поняв, что самолёт не дотянет до Брума, Иван Смирнов ушёл в крутой штопор и с помощью феноменального мастерства сумел посадить лайнер на прибрежную полосу. Огонь погас при соприкосновении с морской водой.

Пленники мангрового берега

После посадки оказалось, что японские пули пробили ноги механика Юпа Блау. Женщина получила два ранения в грудь, ребёнку ранило обе руки. Без сознания лежал служащий KLM лейтенант Дэн Хендрикс.

Сам Иван Смирнов был ранен четырьмя осколками обшивки – два попали в левую руку, один в правую, и один – в бедро. По распоряжению Смирнова радист послал в Брум сигнал SOS. Однако город только что подвергся бомбардировке, и шансов на удачную связь было немного.

Место в районе залива Карнот, где приземлился «Пеликан», оказалось пустынным, вдоль берега тянулись болота с мангровыми зарослями.

Для Смирнова, уроженца Владимирской губернии, находиться в субэкваториальном климате, вероятно, было особенно тяжело. Укрытием от солнца для выживших служили парашюты, которые они натянули на ветках мангровых деревьев.
Состояние раненых ухудшилось. В течение первых суток скончались миссис ван Туйн, Блау и Хендрикс, на третье утро умер маленький Йоханнес.

Главной проблемой стала нехватка пресной воды. Разыскать её источник поблизости не удалось, и Смирнов вместе с голландцами изготовил опреснитель, работавший по методу дистилляции. В ход пошли керосиновая банка, горелка, резиновые и медные трубки. Но даже при постоянной работе горелки воды было недостаточно.
На четвёртое утро Смирнов отправил четверых голландцев пешком в Брум, а сам остался на месте крушения. Выжившие дождались помощи лишь на шестой день, когда самолёт австралийских ВВС сбросил ящики с пищей, водой, лекарствами, бинтами и сигаретами.

Своим спасением беженцы с Явы были обязаны аборигену по имени Бернард Джордж, который заметил на берегу самолёт. 7 марта, добравшись до христианской миссии в Бигл-Бэй, он рассказал об увиденном монахам. Те, в свою очередь, известили офицера Гуса Клинча из военной базы по соседству. Эти же монахи в сопровождении аборигенов и Клинча нашли Смирнова и голландцев, после чего сопроводили их в миссию Бигл Бэй. На грузовиках спасённые были перевезены в Брум, где провели несколько дней в госпитале. Уже через неделю Иван Смирнов отправился в Сидней – к своей жене-голландке.

Судьба бриллиантов

А что же случилось с таинственной посылкой? Вытаскивая её из самолёта, один из служащих KLM выронил ящик в воду. Его так и не нашли, о чём Смирнов рассказал полиции в Мельбурне. Только от стражей порядка он узнал, что в ящике находились тысячи бриллиантов стоимостью 150-300 тысяч австралийских фунтов – собственность компании NV de Concurrent из Бандунга. Естественно, подозрения пали на Смирнова, но доказательств его вины никто не представил. В 1946 году Смирнов вернулся в Голландию, а под конец жизни переселился на остров Мальорка, где умер в 1956 году. В его честь был назван пляж Smirnoff Beach в округе Кимберли.

Пропавшие сокровища тем временем обнаружились. Оказалось, что пакет, запечатанный сургучом, увидел на песке моряк Джек Палмер, который решил обшарить место падения самолёта на предмет ценных вещей. Он поделился найденными драгоценностями с жителями Брума Фрэнком Робинсоном и Джеймсом Малгрю. Часть бриллиантов на сумму 20 тысяч фунтов стерлингов Палмер сдал властям в Перте – а в ходе расследования рассказал им всю историю. Другие алмазы нашлись у аборигенов, у китайского торговца и в прочих неожиданных местах.

Бриллианты «всплывали» ещё очень много лет после войны. Например, об обнаружении крупной части сокровищ газета «Канберра Таймс» писала в 1971 году. За кражу драгоценностей никто так и не понёс уголовной ответственности.