30/06/22

Андрей Власов: почему американцы решили поставить генералу-предателю памятник

Недавно МИД России осудил планы властей Праги по увековечению памяти русского генерала-коллаборациониста Андрея Власова. Между тем, первый памятник советскому военачальнику, перешедшему на службу к немцам, ещё в 1967 году был установлен в США. Власти страны-союзника СССР по антигитлеровской коалиции не только разрешили возведение монумента, но и, по некоторым данным, профинансировали его.

«Да ведают»

Чтобы увидеть памятник Власову, нужно приехать в селение Нануэт, в 30 километрах от Нью-Йорка, а затем добраться до православного женского монастыря Ново-Дивеево – одного из главных центров русской церковной жизни в Северной Америке. Именно здесь, на крупнейшем в США монастырском кладбище, находится памятник генералу. Внешне он представляет собой белый обелиск, увенчанный золотистым куполом с православным крестом. Под перекрещенными триколором и Андреевским флагом находится фотопортрет Андрея Власова в рамке. На лицевой стороне обелиска высечены надписи «Да ведают» и «Участникам освободительного движения народов России 1941-1945». На другой стороне надпись: «Россия – наша. Прошлое России – наше. Будущее России – наше».

Предыстория

Факт появления памятника Власову нельзя понять, не уяснив отношений, сложившихся между двумя волнами русской эмиграции в Америке. Осевшие в США белогвардейцы и другие беженцы революционной эпохи восприняли попавших в Новый свет бойцов РОА не как предателей родины, а как товарищей по несчастью, которым в СССР грозит верная смерть. Уже в 1945 году дворяне-эмигранты встали на защиту поднявших бунт русских пленников лагеря Форт-Дикс, которых американские власти в итоге всё-таки депортировали в Советский Союз. Письмо с просьбой пощадить власовцев написал генералу Эйзенхауэру бывший командующий Добровольческой армии Антон Деникин (поддержавший СССР в войне против Гитлера).

Во второй половине 40-х годов количество избежавших выдачи бойцов РОА в США увеличилось. Чтобы въехать в Америку, они откровенно лгали, меняя фамилии и сообщая о себе неверные сведения. Таким лицам грозила депортация, пока в 1950-м году с подачи сенатора Джона Кеннеди (будущего президента), не был принят закон, позволяющий русским нелегалам остаться в стране. Благодаря этому 25 тысяч человек «вышли из тени» и развили бурную деятельность, в т.ч. по прославлению своего предводителя.

Установка

В 1964 году офицеры вооруженных сил КОНР выдвинули инициативу поставить памятник генералу Власову и всем погибшим соратникам. С этой целью русские американцы учредили Комитет по увековечиванию памяти павших бойцов РОА, председателем которого стал полковник Партлезник. Проект обелиска разработал архитектор Михаил Лермонтов (родственник великого поэта). 1 октября 1967 года памятник был торжественно открыт, его освящение провёл митрополит РПЦЗ Филарет.

В книге публициста Олега Платонова «Война с внутренним врагом» утверждается, что средства на установку памятника дало американское правительство в целях «психологической борьбы против СССР». Так это или нет, однако момент возведения монумента эмигранты выбрали удачно. Вскоре началась брежневская «разрядка международной напряжённости», когда открытая поддержка западными политиками антисоветских русских организаций оказалась затруднена.

Хотя имя одиозного военачальника не высечено на обелиске, в эмигрантской прессе он известен именно как «памятник Власову». Многие десятилетия священники РПЦЗ совершают здесь панихиды по Власову и погибшим бойцам РОА. Памятник поддерживается в хорошем состоянии, к нему приносят цветы и венки. Одним из известных попечителей памятника был, например, бывший старший преподаватель школы пропагандистов РОА Игорь Ефимов, после переезда в США работавший инженером. Между тем, монахини Ново-Дивеево, как отмечают побывавшие в монастыре паломники, «сторонятся политики». По-видимому, они предпочитают не задумываться о том, каков реальный вклад человека, увековеченного на памятнике, в борьбу за «свободу народов России». Кроме Америки памятники бойцам РОА также существуют в Германии и Чехии.