18/12/25

АО-63: зачем советскому солдату двуствольный автомат

В конце 1980-х годов советские инженеры создали необычное оружие, получившее прозвище «страшилка для НАТО». Речь об экспериментальном двуствольном автомате АО-63, разработанном в Центральном НИИ точного машиностроения (ЦНИИточмаш) под руководством конструктора Петра Ткачева. Несмотря на ряд революционных характеристик, это оружие так и не поступило в войска. 

Оружие будущего

Аббревиатура АО расшифровывалась как «автомат опытный». Илья Полонский, историк российского вооружения, отмечает, что у АО-63 были серьезные шансы на успех. По ключевым параметрам он значительно превосходил легендарный АК-74 (модернизированный аналог АК-47 под патрон 5,45х39 мм).

За счет двух стволов и специального механизма, который позволял вести огонь из них попеременно с задержкой в 0,01 секунды, темп стрельбы достигал фантастических показателей. В автоматическом режиме — до 6000 выстрелов в минуту, что в разы выше, чем у любого серийного автомата того времени.

Такая схема попеременной стрельбы минимизировала отдачу и подброс ствола, что теоретически позволяло сохранять высокую кучность даже при длинных очередях. По совокупной огневой мощи АО-63 превосходил АК-74 более чем в 1,5 раза.

Кроме того, автомат был почти на килограмм легче «калаша», а его трехрядный магазин вмещал на 15 патронов больше.

Конкурс «Абакан»

В 1981 году АО-63 принял участие в масштабном всесоюзном конкурсе «Абакан», целью которого было создание автомата с кардинально повышенной точностью огня очередями. Однако фаворитом жюри стал не двуствольный Ткачева, а образец конструктора Геннадия Никонова, позже принятый на вооружение как АН-94 «Абакан».

Почему же «страшилка для НАТО» проиграла? Военные историки сходятся во мнении, что автомат оказался слишком сложным для своего времени. Конструкция с двумя стволами и сложным механизмом затвора была гораздо более капризной в обслуживании. Ее сборка-разборка занимала в 2-3 раза больше времени. Надежность в полевых условиях оставалась под большим вопросом. К тому же для массового применения АО-63 потребовалось бы полностью перестраивать систему боепитания — обычные патронные ленты и магазины не были рассчитаны на такой чудовищный темп стрельбы.

АН-94, хоть и уступал АО-63 в максимальной скорострельности, предлагал более сбалансированное решение. Он обеспечивал высокую точность за счет оригинальной схемы со сдвиганием ствола и затворной рамы, оставаясь при этом конструктивно ближе к классическим образцам, а значит — более технологичным, ремонтопригодным и предсказуемым.

Ни один из опытных автоматов Петра Ткачева (АО-38, АО-46, АО-62, АО-63) так и не был принят на вооружение «в чистом виде». Однако их разработка стала бесценным полигоном для идей. Многие наработки, полученные в ходе этих экспериментов, позже нашли применение в других отечественных образцах оружия.