На заре христианства, когда слово Иисуса Христа только начинало звучать по миру, один из его первых учеников, апостол Андрей Первозванный, отправился в далекие земли, чтобы нести Благую весть. Его имя, означающее «мужественный» на греческом, стало символом не только духовной отваги, но и особой связи с русской землей. Предания гласят, что Андрей, прозванный Первозванным за то, что первым откликнулся на зов Христа, прошел с проповедью по землям, которые сегодня входят в состав России.
От Галилеи до Скифии
Андрей, рыбак из Вифсаиды, был братом апостола Петра и одним из ближайших учеников Иисуса. После Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов, они бросили жребий, чтобы разделить земли для проповеди. Андрею достались земли Вифинии, Фракии, Македонии, а главное — Скифия, обширный регион, простиравшийся от Черного моря до земель, которые мы сегодня связываем с югом и центром России. Скифия в те времена включала территории современного Крыма, Причерноморья, а также земли вдоль Днепра и, возможно, дальше на север.
Самое раннее свидетельство о проповеди Андрея в Скифии принадлежит Оригену, христианскому богослову III века, который писал, что Андрей получил в удел Скифию, в то время как другие апостолы отправились в Парфию и Азию. Это подтверждает и Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» IV века, отмечая, что Андрей проповедовал среди скифских народов. Но кто населял эти земли? Скифы, кочевые племена, а также, возможно, ранние славянские и проторусские общины, которые, по мнению святителя Макария, митрополита Московского, встречались на пути апостола.
Киевские горы
Одна из самых известных легенд, связанных с Андреем, записана в «Повести временных лет», древнерусском летописном своде XII века. Согласно преданию, апостол поднялся по Днепру и остановился на ночлег у холмов, где позже вырос Киев. Утром, глядя на эти холмы, он сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Здесь же Андрей водрузил крест, предсказав христианское будущее этих земель. Это пророчество, как верят православные, сбылось в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь, сделав Киев центром новой веры.Но был ли Киев уже обитаем во времена Андрея? Некоторые историки, включая Андрея Виноградова, указывают, что в I веке, когда жил апостол, земли будущей Руси еще не были центром славянской культуры. Скорее, здесь жили скифские и сарматские племена. Однако слово «киви» на сарматском означало «горы», что могло быть связано с «Киевскими горами» в летописи. Это наводит на мысль, что Андрей проповедовал реальным людям, а не пустынным холмам, и, возможно, крестил тех, кто принял его учение.
Крым и Причерноморье
Путь Андрея, вероятно, начинался с южных земель современной России. Предания указывают, что он проповедовал на Таврическом полуострове (современный Крым), в Херсонесе, где, по свидетельству летописей, остался след его пребывания. В «Степенной книге» XVI века упоминается отпечаток стопы апостола на камне у берега моря, а вода, собиравшаяся в этом углублении, исцеляла больных. Археологические находки подтверждают, что в Херсонесе уже в I веке существовали ранние христианские общины, что может быть связано с деятельностью Андрея.Из Крыма апостол, вероятно, двинулся вдоль побережья Черного моря, проповедуя в Босфорском царстве и землях аланов (современный Северный Кавказ). Его миссия охватывала Причерноморье, где он обращал в христианство местных жителей, возможно, включая предков славян. Эти земли были частью Великой Скифии, и, как писал святитель Макарий, Андрей «должен был встречать на пути своем между прочим и славянские племена».
Новгород и земли севера
Легенды, вошедшие в «Степенную книгу», утверждают, что Андрей не остановился на юге. Пройдя по Днепру, он достиг земель, где позже возник Новгород. В районе современного села Грузино на реке Волхов он, по преданию, водрузил свой жезл, благословив эти места. Оттуда апостол отправился к варягам, а затем через земли Балтики в Рим и Константинополь. Хотя некоторые историки, такие как Николай Карамзин, сомневались в достоверности этого пути, церковное предание настаивает на том, что Андрей проповедовал «во внутренних областях» будущей Руси, и его слово «осталось не совсем бесплодным».Новгородские предания, собранные в XVI веке, подчеркивают, что апостол не просто прошел эти земли, но оставил духовный след. Его проповедь, возможно, заложила первые семена христианства, которые проросли спустя столетия, когда Русь стала православной.
Дискуссии историков
Не все историки разделяют убежденность в том, что Андрей Первозванный доходил до русских земель. Скептики, включая Карамзина и протоиерея Андрея Ефанова, считают рассказ о его путешествии благочестивым преданием, созданным для усиления авторитета Русской церкви. В «Начальном своде» XI века, предшествующем «Повести временных лет», говорится, что апостолы на Руси не проповедовали. Кроме того, земли, которые позже стали Русью, в I веке еще не были центром славянской культуры, что делает присутствие Андрея здесь спорным. Однако церковные источники, такие как труды Ипполита Римского (III век) и Оригена, подтверждают, что Андрей проповедовал в Скифии. А «Похвальное слово апостолу Андрею» Никиты Пафлагона (IX–X века) упоминает «горы севера», которые могли быть холмами Причерноморья или даже Киевщины. Эти свидетельства, хоть и не бесспорные, дают основание верить, что Андрей мог посещать южные регионы современной России.

