Сбить из винтовки низколетящий самолет — если, конечно, речь не идет о фанерных аэропланах начала прошлого века — кажется задачей, реальной только в сценариях художественных фильмов про войну. Но бурятский снайпер Арсений Етобаев доказал, что сделать это можно и в боевой обстановке, сдержав тем самым обещание, данное маршалу Клименту Ворошилову.
Ворошиловская благодарность
Как рассказывает Станислав Тулугоев в книге «Осинский снайпер», Арсений Етобаев родился в небогатой бурятской семье, где помимо него было еще 13 детей. Так что о каком-то серьезном образовании и воспитании речь не шла — год церковно-приходской школы. А потом будущему герою пришлось пройти через горнило Гражданской войны — воевать против Колчака. Позже Арсений руководил комсомольской ячейкой в родном райцентре (в Иркутской области), а в 1929 году принял участие в военном конфликте на КВЖД.
Именно на военной службе — еще задолго до начала Великой Отечественной войны — Етобаев продемонстрировал свои стрелковые таланты. В 1930 году в ходе инспекции Бурятского кавалерийского дивизиона тогдашний нарком по военным и морским делам Клим Ворошилов отметил отличную подготовку Арсения и вынес ему благодарность. Этот случай оба еще вспомнят десятилетием позже.
На фронтах Великой Отечественной
В первые дни войны Етобаев был призван в Красную армию и в сентябре 1941-го попал на Волховский фронт — в роту снабжения. Помимо основных обязанностей Арсений часто устраивал «снайперскую охоту» отстреливая врагов. Несмотря на успехи в этом деле, просьбы о переводе в снайперы игнорировались. Может потому, что русским языком Етобаев владел неважно.
Счастливой стала встреча с давним «знакомцем» Ворошиловым, который узнал стрелка-бурята и вспомнил его отличную стрельбу из нагана и винтовки. Как рассказывает журнал «Советские снайперы» (№5 за 2015 год), в этот момент в небе появился вражеский самолет-разведчик, по которому Ворошилов выпустил всю обойму из винтовки. Но безрезультатно, хотя было видно, как пули попадают в фюзеляж.
Раздосадованный маршал поинтересовался у стрелка, как он считает, возможно ли в принципе подбить самолет из винтовки. Получив утвердительный ответ, Климент Ефремович произнес: «Вот и докажите своим примером, что это можно сделать!». Вопрос с переводом был решен в тот же день. А вскоре — летом 1942 года — Етобаев смог подтвердить свои слова делом.
Два самолета и три с половиной сотни гитлеровцев
В июне 1942 года с разницей в четыре дня жертвами метких выстрелов бурятского снайпера стали два низколетящих немецких самолета «Хейнкель-111» и «Юнкерс-87». Сайт «Искусство войны» приводит свидетельства очевидцев: в случае с «Хейнкелем» Етобаев застрелил пилота и неуправляемый самолет рухнул за линией фронта. Правда, в подвиг скромного бурятского снайпера тогда мало кто поверил. Арсению пришлось повторно продемонстрировать свое мастерство уже в присутствии высокопоставленных чинов из штаба.
Но самолетами снайпер не ограничивался — на его счету как минимум 356 убитых вражеских солдат и офицеров. В январе 1943 года Етобаев был тяжело ранен и стал инвалидом. Но службу не бросил и в 1944 году вернулся уже как преподаватель снайперского дела. 46 подготовленных им учеников уничтожили не менее двух с половиной тысяч гитлеровцев.