16/12/22

Атака лётчиков США на «Гришу Акопяна»: почему в СССР засекретили эту трагедию

На следующий день после празднования очередной годовщины победы над фашистскими захватчиками американцы сбросили бомбы на советский теплоход «Гриша Акопян». Судно получило серьезные повреждения и сгорело. Тем не менее о трагедии в СССР мало кто знал, о нем не писали в газетах.

9 и 10 мая 1972 года

9 мая 1972 года советский теплоход «Гриша Акопян», названный в честь, как считают современные историки, выдуманного пионера-героя, прибыл из вьетнамского города Хайфон в порт Камфы и встал под погрузку угля. Будущий капитан Николай Пухов встретил судно и организовал торжественное собрание в честь Дня победы Советского Союза над нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Собрание то и дело прерывалось авианалетами, которые совершали американские бомбардировщики. Тогда, как известно, шла Вьетнамская война. Поэтому разговор среди членов экипажа зашел о том, когда же наконец закончится и этот военный конфликт.

Следующим утром налеты продолжились, но на теплоходе продолжалась и погрузка, которая, впрочем, прерывалась из-за воздушной тревоги. К концу рабочего дня на борту «Гриши Акопяна» уже было размещено более 3 тысяч килограммов груза из 4 тысяч запланированных. Именно тогда была снова объявлена воздушная тревога. Почти весь экипаж, а также несколько вьетнамцев, находившихся на борту по служебным делам скрылись в гермоблоке. Последних проводил туда боцман Юрий Зотов. Капитан теплохода Пухов, как и начальник радиостанции Юрий Неунылов, согласно правилам, остались на мостике. Около 17 часов американская авиация начала бомбардировку фабрики, расположенной в 1,5 километрах от советского судна.

Бомбежка и ее жертвы

Как писал журнал «Коммунист» в 1980 году, два контейнера с американскими бомбами попали в открытые трюмы теплохода «Гриша Акопян», разбили рубку, повредили правый борт. На судне вспыхнул пожар. Было ранено несколько членов команды, многие получили ожоги. Получил серьезные ранения обеих ног и капитан Николай Пухов. Однако, по словам Неунылова, Пухов будто не замечал этого. Ввалившись в радиорубку, он велел начальнику радиостанции срочно передать сообщение о случившемся. Несмотря на то, что помещение заполнилось едким дымом и погас свет, Неунылов продолжал исполнять свои обязанности. На сигнал бедствия откликнулось спасательное судно «Диомид», после чего Неунылов покинул рубку.

Юрию Неунылову, как и капитану, удалось уцелеть. А вот боцман Юрий Зотов погиб. При входе в гермоблок он пропустил вперед вьетнамцев, и в этот момент рядом разорвалась еще одна бомба. Зотов получил ранение в голову и скончался, не приходя в сознание. Благодаря слаженным действиям экипажа он стал единственным погибшим на теплоходе «Гриша Акопян». В 19 часов 30 минут капитан с тяжелым сердцем дал команду покинуть судно. Дело в том, что, несмотря на то, что теплоход стоял в порту, никакой помощи акопяновцы не получили. Связи не было, а в порту не оказалось исправной пожарной техники.

Причины молчания СМИ

Только около 10 часов вечера пожарные наконец прибыли в порт Камфы. С огнем удалось справиться лишь спустя двое суток. Если верить Михаилу Курушину, автору издания «100 великих военных тайн», в Советском Союзе трагедию, разыгравшуюся во Вьетнаме с теплоходом «Гриша Акопян», не афишировали. Средства массовой информации сообщили лишь о гибели боцмана Юрия Зотова, но об обстоятельствах его смерти умолчали. Это казалось странным. За несколько месяцев до этого американцы обстреляли другой теплоход - «Туркестан». В результате обстрела погиб электромеханик, а вот само судно уцелело. О произошедшем с «Туркестаном» трубили во всех газетах, организовывались митинги.

Многие историки считают, что молчание советских властей о бомбардировке «Гриши Акопяна» связано с запланированным на майские праздники 1972 года визитом президента США Ричарда Никсона в Москву. Никсон лететь в Советский Союз не хотел. Когда американские бомбардировщики совершили налет на теплоход «Гриша Акопян», глава Соединенных Штатов надеялся, что советская сторона откажется от встречи. Однако Москва предпочла промолчать, а Никсону пришлось отправиться в Москву. Именно поэтому история теплохода канула в Лету на долгие годы. Наградить наиболее отважных членов экипажа предложили только вьетнамцы, но капитан Пухов ответил, что наград достойны все.