Согласно официальным данным, 11 сентября 2001 года члены террористической организации «Аль-Каида»* захватили в США 4 пассажирских самолета: два были направлены в башни-близнецы Всемирного торгового центра, третий в здание Пентагона, четвертый предполагалось обрушить на Белый дом или Капитолий.
Кто виноват?
Первый Боинг-767 авиакомпании American Airlines (81, пассажир, 11 членов экипажа, 5 террористов), летевший из Бостона в Лос-Анджелес, протаранил Северную башню Всемирного торгового центра в 8:46. Второй Боинг-767 авиакомпании United Airlines (56 пассажиров, 9 членов экипажа, 5 террористов), следовавший в том же направлении, врезался в Южную башню ВТЦ в 9:03.
Президент США Джордж Буш-младший узнал о случившемся через две минуты после второй атаки. «Мы переживаем сегодня общенациональную трагедию. Два самолета столкнулись с Центром всемирной торговли. Похоже, на нашу страну совершено террористическое нападение», – такими были его первые слова.
В 9:37 здание Пентагона протаранил третий самолет – Боинг-757 авиакомпании American Airlines (58 пассажиров, 6 членов экипажа, 5 террористов), следовавший из Вашингтона в Лос-Анджелес. Еще один Боинг-757 авиакомпании United Airlines (37 пассажиров, 7 членов экипажа, 4 террориста), летевший из Ньюарка в Сан-Франциско, рухнул в Пенсильвании недалеко от Питтсбурга в 10:03.
Это была крупнейшая террористическая атака, совершенная в отношении американских граждан. Ее жертвами стали 2 977 человек, 24 по-прежнему числятся пропавшими без вести. Со слов Джорджа Буша-младшего, по самой скромной оценке ущерб от терактов 11 сентября составил 500 миллиардов долларов.
Теракты сразу же приковали к себе внимание американской общественности не только размахом случившегося, но и многочисленными недомолвками и нестыковками в официальных заявлениях. В ноябре 2002 года в США была создана независимая комиссия по расследованию событий 11 сентября, которая, в частности, установила, что подготовка к терактам началась в 1996 году с обучения смертников в летной школе в штате Флорида.
По данным расследования, возглавил теракты лидер гамбургского отделения «Аль-Каиды» Мохаммед Атта, а непосредственным их организатором был глава «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. В одном из разделов 600-страничного доклада говорилось, что исполнение терактов стало возможным благодаря «глубоким административным провалам в работе правительства и спецслужб США».
Масла в огонь подлили отдельные исследователи, которые говорили не просто о провале спецслужб, но и о их причастности к терактам. Согласно такому взгляду, нити трагических событий тянутся в высшие эшелоны американской политики. Зачем был нужен этот чудовищный спектакль? Вероятно, чтобы оправдать намечающуюся операцию США на Ближнем Востоке.
Именно этим сторонники теории заговора объясняют разного рода странности в результатах официального расследования. В частности, речь о звонках пассажиров с бортов захваченных самолетов, достоверность которых оспаривается многими экспертами. Критики уверяют, что эти звонки сфабрикованы ФБР, так как в 2001 году техническая возможность обеспечить мобильную связь с летящего на огромной скорости реактивного лайнера была равна нулю.
А был ли Боинг?
Если с первыми двумя рейсами, врезавшимися в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в принципе все ясно (эти атаки попали на видео), то вторые два оставили немало вопросов. Так, третий захваченный террористами самолет Боинг-757 (рейс 77), согласно официальной версии, врезался в западное крыло штаб-квартиры Пентагона. Первое, что бросается в глаза – именно в этой части здания незадолго до трагедии прошла перепланировка, и большинство сотрудников были переведены в другие кабинеты.
Но чем дальше в лес – тем больше дров. На здание обрушилось воздушное судно весом в 100 тон, движущееся со скоростью не менее 300 км в час, однако наблюдаемые повреждения были минимальны и, что самое странное, совершенно не пострадала лужайка. Кроме того, на площадке перед штаб-квартирой отсутствовали характерные для крушения самолета обломки.
Официальная версия гласит, что после взрыва возник пожар такой силы, что все содержимое лайнера просто переплавилось. Однако очевидцы не зафиксировали сколь-нибудь серьезного пожара. Более того, сила пламени не соответствовала той, которая должна была возникнуть при наличии практически полных баков керосина. Получается нелепость: часть горючего при столкновении самолета воспламенилась, а часть нет.
Примечательно, что ни одна из нескольких десятков камер наблюдения, обращенных на западное крыло штаб-квартиры, не зафиксировала падение воздушного тела размером с Боинг. Не заметила самолет и служба ПВО как Вашингтона, так и Пентагона, и это при охране здания, имеющего стратегическое значение!
Вот что еще важно. Эксперты утверждают, для того чтобы нанести высокоточный удар в городской черте длиннофюзеляжным самолетом по такому невысокому строению, как Пентагон нужно было много практиковаться или быть пилотами высочайшего класса, каковыми арабские террористы-смертники скорее всего не являлись.
На основании всего этого независимые исследователи сделали вывод, что официальная версия падения захваченного террористами самолета на Пентагон – липа. Многие военные эксперты обратили внимание на то, что характер разрушений здания больше соответствует падению не самолета, а крылатой ракеты «Томагавк» без боеголовки. Тогда все выглядит более логичным: и масштаб разрушений, и количество обломков, и сила воспламенения.
Французский исследователь Тьерри Мейсан в своей книге «Чудовищный обман» пришел к заключению, что в Пентагон ничего не попадало: теракт был осуществлен при помощи взрывчатки, заранее заложенной в западное крыло здания. Именно поэтому, со слов Мейсана, спецслужбы сразу же зачистили зону катастрофы, чтобы не оставить улик.
Без следов
Судьба четвертого захваченного террористами авиалайнера не так загадочна, как история с Боингом, якобы врезавшимся в Пентагон, однако и в ней есть странности. Согласно официальной версии, вылетевший из Ньюарка в 8:42 самолет (рейс 93) террористы направили в Вашингтон, но до места назначения он не долетел и упал в штате Пенсильвания в 125 км к юго-востоку от Питтсбурга (рядом с городком Шанксвилл).
Любопытно, что самолет вмещал 182 пассажира, однако на борту вместе с террористами в этот раз оказалось всего 37 человек, то есть загрузка рейса составила всего 20,33 %. Исследователи подняли статистку и выяснили, что средняя заполняемость этого рейса по вторникам за последние три месяца равнялась 52,09 %. Сведений о том, что какое-то число купленных билетов оказалось неиспользованным, нет.
По данным следствия, террористы захватили самолет через 46 минут после взлета, тогда как на других рейсах, участвовавших в терактах, это происходило примерно через 30 минут. Одно из объяснений — угонщики долго не могли ворваться в кабину пилотов. В дальнейшем происходившее в кабине Боинга-757 авиакомпании United Airlines фиксировалось бортовым самописцем и переговорами с авиадиспетчером.
После установления контроля над самолетом террористы перевели пассажиров в заднюю часть авиалайнера, очевидно, чтобы снизить риск их сопротивления. Однако борьба на борту все же была. На записи слышно, как угонщикам сопротивлялась одна из стюардесс, но ее каким-то образом заставили замолчать.
Супруга пилота Джейсона Даля уверена, что ее муж также оказывал террористам сопротивление. Во всяком случае, перед тем как угонщикам удалось взять лайнер под свой контроль он успел включить автопилот и изменить настройки так, чтобы все переговоры с диспетчером были слышны в салоне.
Следствие установило, что управление самолетом на себя взял Зияд Джаррах, прошедший курсы пилотов малой авиации. В 9:35 он направил борт в сторону Вашингтона, сообщив пассажирам, чтобы они не вставали, так как в самолете бомба. Однако, судя по записи, в 9:58 пассажиры все же попытались прорваться в кабину, чтобы обезвредить террористов. К тому времени они, вероятно, знали о других терактах. В 10:03 самолет столкнулся с землей. По данным комиссии, угонщики направили воздушное судно вниз, так как были уверены, что пассажиры взломают дверь.
Место катастрофы рейса 93 выглядит не менее странно, чем у рейса 77. Здесь не оказалось характерных обломков – фюзеляжа, крыльев, хвоста, кресел, здесь не было багажа и тел погибших. Зато на снимках места катастрофы с воздуха отчетливо видны отпечатки крыльев, фюзеляжа и хвоста – словно бы самолет под большим углом полностью скрылся в грунте.
Официальная версия так и гласит: на месте падения лайнера раньше была угольная шахта, которую не так давно засыпали землей, поэтому почва все еще оставалась достаточно мягкой чтобы поглотить весь самолет. Это вроде бы подтвердили спасатели: им пришлось копать вглубь не менее 4 метров. В таком случае критиков официальной версии смущает, что самолет точно угодил именно в этот небольшой пятачок рыхлой почвы, словно был специально направлен туда.
Существует и другая гипотеза. Самолет был сбит истребителем ВВС США и его обломки, включая фрагменты тел, разлетелись на многие десятки километров. Однако никаких подтверждений она не находит. О том, что же на самом деле случилось с рейсами 93 и 77 мы сможем узнать лишь после того, как будут рассекречены архивы ФБР. Если это и произойдет, то вероятно очень нескоро.
* — организация, запрещенная на территории Российской Федерации.