Атаман Маруся: бандитка, каторжанка и совсем не красавица

Человеческий характер ярче всего проявляется в критических ситуациях, показывая кем, является человек на самом деле. Времена Гражданской войны в нашей стране выявили немало выдающихся женщин, одни из которых стали революционерками, а другие ушли в банды, порой даже возглавляя их. Особое место в этом списке занимает легендарная атаман Маруся.

Из бобмисток в бандиты

Свою первую известность Мария Григорьевна Никифорова приобрела задолго до начала Гражданской войны в России. Свой непростой характер девушка начала проявлять в достаточно юном возрасте. В 16 лет она ушла из дома, за короткое время, сменив немало профессий от няни до мойщицы бутылок на ликероводочном заводе. Разумеется, подобная судьба не являлась пределом ее мечтаний, и вскоре девушку закрутил водоворот анархического движения. Причем в самом его жестком проявлении – безмотивников. Эти люди боролись против всех богатеев, исповедуя принцип, борьба ради борьбы. Безмотивники взрывали свои бомбы в магазинах, ресторанах, галантерейных лавках. Отчаянная Мария Никифорова считалась одной из лучших бомбисток. На ее счету было немало совершенных терактов на юге России. При этом, когда однажды она попала в засаду, то попыталась подорвать себя. Однако бомба не взорвалась. Женщину приговорили к пожизненной каторге, хотя по числу шлейфа трупов, тянувшихся за ней, дело тянуло на повешение.

Международный терроризм

С каторги Мария, которую к этому времени уже все окружающие звали Марусей, бежала в 1910 году. Но в России она не осталась, благоразумно переправившись в Японию, а затем в США. В эмиграции Маруся раскрыла все свои таланты. Она стала журналисткой анархической газеты и видным деятелем Союза русских рабочих США и Канады. Однако покойная жизнь была не для нее и женщина вновь переехала на этот раз в Испанию. Ее появление в этой европейской стране ознаменовалось масштабными грабежами магазинов и домов богатых обывателей Мадрида. Мало того, активистка анархического движения организовала настоящие курсы для бомбистов Испании. В этот момент Марусю ранили, и она бежала в Париж. Политэмигранты Франции приняли ее как родную. Маруся подружилась с Антоновым-Овсеенко и вышла замуж за польского анархиста Витольда Бжостека. Не оставляла ее и тяга к искусству. Женщина начала брать уроки ваяния у самого Огюста Родена, который нашел ее талантливой ученицей. Но, тут как на беду грянула Первая Мировая война. Маруся немедленно бросила мужа и устроилась на курсы офицеров кавалерии. Она действительно получила в 1916 году звание французского офицера кавалерии и отбыла на Балканский фронт громить турок.

Под знаменем революции

Следующий крутой вираж судьба Марии Никифоровой делает в феврале 1917 года, когда она получает информацию о революции, состоявшейся в России. Решив посчитаться с властями за время проведенное на каторге и бедное детство Маруся бросает службу во французской армии и стремглав через линии фронтов и границы стран пробирается в революционный Петроград. Ее ждут митинги, призывы идти брать штурмом Зимний дворец. Но до октября 1917 было еще полгода и Мария едет навестить родную Украину. Тут-то и взошла настоящая звезда атамана Маруси. Созданная ей банда анархистов громко берет Александров, а затем вливается в армию Батьки Махно. Началась разгульная жизнь с грабежами, расстрелами и кутежами. С помощью нагана и шашки Маруся творила свой суд, в том виде в каком его могла представлять профессиональная террористка. В самый разгар