Ученые, принимавшие участие в советском атомном проекте, пользовались многими благами. Однако их жизнь была строго регламентирована руководством. Даже некоторые увлечения, доступные простым людям, оказались для атомщиков запретными.
Во главе атомного проекта
Еще в начале Великой Отечественной войны Лаврентий Берия обобщил для Иосифа Сталина данные, полученные им от секретных служб о работе над атомным оружием в США и Великобритании, предложив создать чрезвычайную комиссию по атомной программе. В 1943 году Сталин создал специальный комитет, которому были поручены все разработки по атомной энергии в военных целях. Этот комитет возглавил Вячеслав Молотов, Берия же стал его заместителем. После войны физик Игорь Курчатов, которому было доверено ведение атомных разработок, попросил вождя о том, чтобы руководителем проекта был назначен Берия.
В августе 1945 года ГК образовал Специальный комитет, который должен был заниматься созданием атомной бомбы. На этот раз комитет сразу возглавил Лаврентий Павлович. В атомном проекте секретность была поставлена Берией во главу угла. К примеру, никто не догадывался о том, зачем на самом деле в Сибири строился завод по обогащению лития.
Распространялась версия, согласно которой литий был необходим для реактора, генерировавшего оружейный плутоний, как в американской бомбе «Толстяк». Однако в действительности литий нужен был для того, чтобы заменить в водородной бомбе тритий. Об этом знали только Курчатов, Харитон и сам Берия.
Благодаря такой секретности жизни многих ученых были сохранены.
Запрещенные увлечения
Впрочем, Лаврентий Берия вообще тщательно оберегал атомщиков от любых опасностей, который могли бы привести к их выбытию из масштабного проекта. Так, ученые обязаны были передвигаться в сопровождении охраны. Льву Ландау, который тоже участвовал в атомном проекте, это не нравилась. Он говорил: «Я свободный человек, я не потерплю никакой охраны в виде надзора!».
В целях безопасности физикам запрещено было ездить верхом. Однажды Курчатов, находясь где-то в провинции, сел на лошадь. Через несколько минут к нему подбежал охранник и отчеканил приказ Берии, переданный по телефону: «Слезть с лошади немедленно!». Нельзя было ученым и увлекаться охотой. Берия боялся, что те случайно подстрелят друг друга.
Лаврентий Павлович не разрешал атомщикам и садиться за руль автомобиля. Как пишет Л. Д. Рябев в издании «Атомный проект СССР: документы и материалы», такое решение было принято на заседании Специального комитета в сентябре 1948 года. Оказывается, тогда два сотрудника Лаборатории № 2, которая впоследствии превратилась в знаменитый Курчатовский институт, попали в автомобильные аварии.
В протоколе заседания было зафиксировано, что Панасюк, взявший на себя управление служебной машиной, получил серьезные травмы. Заместитель директора лаборатории Арцимович не пострадал лишь по счастливой случайности.
С этого момента ученые обязаны были пользоваться услугами шоферов, которым под любым предлогом запрещалось передавать руль пассажирам.
«Отец атомной бомбы»
Некоторые историки уверены в том, что именно благодаря Лаврентию Берии и его мерам советская атомная бомба была создана так быстро. Аналогичного мнения придерживались даже сами ученые. Академик Юлий Харитон впоследствии писал, что, если бы у руля проекта остался Молотов, то было бы невозможно решить задачу в столь короткие сроки.
Первая атомная бомба в СССР была испытана уже 29 августа 1949 года. По словам Бориса Иоффе, автора издания «История науки», она была в тот момент единственной, на складах больше никаких атомных бомб не было. Это была плутониевая бомба. Плутоний для нее производился на одном реакторе, производительность которого была около 10 бомб в год. Как бы то ни было, Берию стали называть «отцом советской атомной бомбы».
Испытание атомной бомбы привело и к усилению позиции Лаврентия Павловича во власти. Так что можно сказать, что Берия не зря старался, обеспечивая безопасность физиков, участвовавших в разработке атомного оружия. Впрочем, наверняка именно поэтому руководителя атомного проекта пытались вытеснить со сцены. Еще в 1951-1952 годах представители новой верхушки МВД и МГБ создали так называемое «мингрельское дело». Берия же по происхождению был мингрелом, хотя в его паспорте в графе национальность было написано «грузин».
«Мингрельское дело» подорвало влияние Берии. А после смерти Сталина он и вовсе был арестован и расстрелян.