Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года привела к масштабному выбросу радиоактивных материалов в атмосферу, последствия чего ощущаются и до сих пор. Естественно, происшествие не могло остаться без тщательного расследования, а одним из главных виновников стал директор станции Виктор Брюханов.
Путь наверх
Виктор Брюханов — яркий пример работы «социального лифта» в советской системе. Уроженец Ташкента, выпускник местного политехнического института, он начал карьеру с самого низа — машиниста питательных насосов на Ангренской ТЭС в Узбекистане. Благодаря трудолюбию и продемонстрированной компетентности он прошел путь до начальника турбинного цеха. После перевода на Славянскую ТЭС в Донецкой области Брюханов вырос до заместителя главного инженера, а в 1970 году, в возрасте 39 лет, был назначен директором строящейся Чернобыльской атомной электростанции — одной из ключевых энергетических строек СССР.
На этом посту он проявил себя как энергичный и уважаемый руководитель, был неоднократно отмечен государственными наградами и избирался депутатом. Под его руководством станция была построена и введена в эксплуатацию, что считалось большим профессиональным достижением.
Суд и приговор
Спустя несколько месяцев после катастрофы, в июле 1987 года, в чернобыльском Доме культуры («на месте преступления») начался закрытый судебный процесс над шестью руководителями и сотрудниками станции, включая Брюханова. Все они обвинялись в нарушении правил безопасности при эксплуатации ядерных установок (ст. 220 УК СССР).
Брюханов в ходе суда заявлял, что не был проинформирован относительно опасных испытаний, которые проводились в ту роковую ночь. Однако именно на него как на высшее должностное лицо легла основная ответственность. Многие сегодня считают его в определенной мере «стрелочником» — человеком, на которого возложили вину за системные просчеты и недостатки самой советской атомной программы. Вопрос о степени его персональной ответственности остается предметом дискуссий среди историков.
По приговору суда Брюханов, главный инженер Николай Фомин и его заместитель Анатолий Дятлов получили максимальный срок, предусмотренный статьей — 10 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Жизнь после приговора
Отбывать наказание Брюханова отправили в колонию в Луганской области. Там он, можно сказать, работал по специальности — в котельной. Несмотря на относительно комфортные условия заключения, «отсидка» далась ему нелегко. Дело в том, что во время аварии Брюханов получил значительную дозу облучения, что сильно подорвало его здоровье. В сентябре 1991 года, отсидев половину срока, он был освобожден условно-досрочно.
Жизнь на свободе пришлась на переломную эпоху «лихих 90-х». Некоторое время Брюханов работал рядовым экономистом в одной из киевских фирм, но ухудшающееся здоровье, подорванное радиацией, стрессом и заключением, заставило его уйти. Брюханов перенес инсульт и практически полностью потерял зрение, став инвалидом II группы. Он умер в 85 лет в 2021 году в Киеве.
