На полях сражений Великой Отечественной войны существовало оружие легендарное и по-настоящему уникальное — 406-мм морская пушка Б-37. Это суперорудие, чьи снаряды весили больше тонны, било по врагу на дистанцию до 45,6 километров. История его боевого применения окутана спорами: по разным данным, за всю войну оно выпустило от 81 до 185 фугасных и бронебойных снарядов.
Флотский гигант
Изначально, как отмечает военный историк Алексей Васильев, Б-37 создавалась для вооружения новейших линейных кораблей типа «Советский Союз». Однако планам постройки советских линкоров не суждено было сбыться — война заставила свернуть проект. Из пяти изготовленных опытных образцов лишь одному было суждено пройти настоящую боевую проверку. Эта пушка заняла позицию на артиллерийском полигоне под Ленинградом, где среди 14 других орудий она была безусловным лидером по мощи.
Свой грозный голос Б-37 впервые подала в августе 1941-го. Как писала «Ленинградская правда», целью стали немецкие танки, атаковавшие совхоз «Красный Бор». Мощь гиганта была ошеломляющей: по свидетельствам пленных, разрывы 1108-килограммовых снарядов буквально переворачивали боевые машины. Атака была отбита, а у врага появился новый, необъяснимый и пугающий страх перед советским оружием.
Были у исполина и трудные времена — несколько месяцев он молчал из-за нехватки боеприпасов. Положение было настолько отчаянным, что артиллеристам приходилось откапывать неразорвавшиеся снаряды, оставшиеся ещё с довоенных испытаний. Позже производство уникальных 406-мм боеприпасов удалось наладить прямо в осаждённом городе.
«С лёгким паром!»: что означает это пожелание у русских на самом деле
По воспоминаниям защитника Ленинграда Николая Кислицына, даже звук разрывов Б-37 был ни с чем не сравним. Немцы понимали, что столкнулись с чем-то необычным и пытались выследить пушку с воздуха. Но благодаря блестящей маскировке, обнаружить её так и не удалось.
«Расколоть орешек»
Наиболее эффективно Б-37 проявила себя в ходе операции «Искра», по освобождению Ленинграда от блокады. Огнем этого орудия была разрушена Дубровская ГРЭС, захваченная немцами. Пушка обстреливала также рабочие городки поселка Невдубстрой, превращенные немцами в мощные опорные пункты. В ходе операции «Искра» Б-37 выпустила по врагу 33 снаряда. В частности, ее огнем в январе 1944 года была уничтожена стратегически важная высота-укрепрайон 112.0 (цель № 23) севернее города Пушкина.
Командующий Балтфлотом, адмирал Владимир Трибуц, рассказывая об обстреле цели № 23, подчеркивал, что этот «зловредный «орешек»» очень мешал в наступательной операции «Искра», и «расколоть» его удалось именно при помощи огня Б-37. Снаряды пушки попали в железобетонный КП, разрушили доты и склады боеприпасов.
Последние боевые стрельбы Б-37 провела в Выборгской операции. При обследовании пораженных 406-миллиметровым орудием в районе ж/д станции Белоостров целей установлено, что огнем были уничтожены пулеметные гнезда, участки дорог (воронки от разрывов тонных снарядов имели глубину в несколько метров), немцы бросили уцелевшие после обстрела две 76-миллиметровые пушки, а в другом месте целую зенитную и противотанковую батареи.
Наиболее популярна версия о том, что за всю войну Б-37 выпустила 81 фугасный и бронебойный снаряд. Однако кандидат исторических наук, начальник отдела научно-экспозиционной работы Центрального военно-морского музея Валерий Лукин приводит другие данные – о 185 выстрелах, по большей части фугасных.

