06/08/23

«Бастарды Сталина»: что стало с внебрачными детьми «вождя народов»

Когда пишут о внебрачных детях Сталина, всегда надо иметь в виду, что это всё-таки гипотезы, вероятные, но не подтверждённые полностью.

Константин Кузаков

Наиболее известным сыном революционера, будущего диктатора СССР, рождённым вне брака, считается Константин Степанович Кузаков. Правда, достоянием гласности его история стала только в годы Перестройки, когда имя Сталина вовсю подвергалось поношению. Причём стала известной с его собственных слов. И проверить её подлинность нельзя, разве только подвергнув останки генетическому исследованию, чего, конечно, нельзя делать ради праздного любопытства.

Константин Степанович Кузаков был сыном Марии Прокопьевны Кузаковой, хозяйки дома в Сольвычегодске, где дважды проживал Сталин во время своих ссылок в этот город – с 24 февраля по 24 июня 1909 года и с 24 марта 1910 по 5 июля 1911 года. Собственно, он должен был находиться в этом городе и в промежутке между двумя пребываниями в нём, но Сталин в это время нелегально сбегал из ссылки – ездил в Баку руководить стачечной борьбой пролетариата нефтепромыслов.

И вот, как некоторые считают, в один из периодов пребывания в Сольвычегодске (скорее, во второй) Иосиф Джугашвили, бывший тогда вдовцом, вступил в интимную связь с хозяйкой дома, бывшей на четыре года старше его, и она родила ему сына. Мать Константина записала его по отчеству своего мужа Степана, погибшего на русско-японской войне. Впоследствии, в советское время, Кузакова отдала свой дом в Сольвычегодске под музей политических ссыльных, а сама получила квартиру в Ленинграде, где и умерла во время блокады.

По словам Кузакова, начавшего рассказывать свою удивительную историю, когда ему уже было далеко за семьдесят лет, в 1937 году он был вынужден дать подписку в НКВД о неразглашении своего происхождения (такого документа в архивах пока не обнаружено). Это уберегло его от возможных неприятностей. Сам он в 1930 году окончил Ленинградский институт народного хозяйства и стал работать по партийной линии. Десятилетиями он был высокопоставленным идеологическим цензором советского кино и телевидения. С 1971 по 1987 год Кузаков занимал должность главного редактора литературно-драматических программ Центрального телевидения, после чего вышел на пенсию и стал давать интервью о своём происхождении.

В рассказах Кузакова неясно одно. В анкетах он всюду писал своим годом рождения 1908-й, когда Сталина ещё не было в Сольвычегодске. Может быть, конечно, Кузаков ставил эту дату во исполнение своего обязательства перед НКВД. На самом деле, он, как утверждал позднее, родился в 1911 году. Скончался Константин Кузаков в 1996 году.

У К, С. Кузакова был единственный сын Владимир, родившийся в 1935 году. Он стал историком, работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР. В каталогах библиотек есть две его монографии: «Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X-XVII вв.» (1976) и «Отечественная историография истории науки в России X-XVII вв.» (1991). В 2012 году В. К. Кузаков обвинил в письме в «Литературную газету» профессора, историка Бориса Семёновича Илизарова в фальсификации биографических сведений о Сталине. В 2013 году Владимир Кузаков выпустил сборник стихов собственного сочинения «В лабиринтах памяти». Больше сведений о нём, как и о его потомках, нет.

Александр Давыдов

В 1956 году председатель КГБ СССР генерал армии Иван Серов передал Никите Хрущёву секретную записку, в которой докладывал о наличии у Сталина внебрачного сына в Сибири. Он родился во время последней туруханской ссылки будущего «отца народов». Его мать – крестьянка из Курейки Лидия Перепрыгина. В 1914 году (в некоторых источниках говорится – 1917 год), когда Лидия родила от Сталина, ей было всего 13 лет, Кобе – 34 года (на самом деле, как теперь известно – 35). Сына нарекли Александром После революции Перепрыгина стала работать парикмахером в Игарке и вышла там замуж за местного рыбака Якова Давыдова. Он и усыновил сына Сталина, которому дали отчество и фамилию по приёмному отцу.

В 1935 году, согласно якобы докладу Серова, Александра Яковлевича Давыдова заставили дать подписку о неразглашении своего происхождения. В этом случае непонятно, почему первое известие о нём в государственных органах появляется на двадцать с лишним лет позже.

По утверждению автора заметки в «Комсомольской Правде» от 29 декабря 2018 года, откуда мы и черпаем единственные сведения об Александре Давыдове, он дослужился на Великой Отечественной войне до майора, был дважды ранен. После войны работал директором столовой в Новокузнецке. Очевидно, это было не единственное место работы А. Я. Давыдова. Он умер в 1987 году, у него было трое детей (внуков Сталина). Весьма вероятно, что все они могут быть сейчас ещё живы, но о них ничего нигде не сообщается.

Ещё два сына в туруханской ссылке

Писатель Анатолий Рыбаков в «Детях Арбата» упоминал о целых двух сыновьях Сталина, родившихся у него во время туруханской ссылки. Но веры этому на слово нет, особенно если вспомнить историю про якобы сталинскую фразу «Нет человека – нет проблемы», которую тоже пустил в оборот этот писатель.
Правда, известие о двух туруханских сыновьях Сталина, которых звали Василий и Константин, вроде бы подтверждается рассказом енисейского казака Георгия Волобуева, записанным на плёнку новосибирским историком Александром Бродниковым. Но, во-первых, сам интервьюер сообщает совершенно фантастические публичные подробности, которые наверняка должны были бы подтверждаться и другими свидетельствами, если бы были правдой. Во-вторых, никаких других упоминаний о них, кроме публикации 2015 года на одном малоизвестном региональном сибирском сайте, не имеется. Да и имена – Василий и Константин – наводят на мысль о заимствовании их от имени одного из реальных и законных сыновей Сталина и от имени широко известного уже в то время, когда делалась публикация, сталинского бастарда (см. выше).
Подводя итог, можно утверждать совершенно определённо: нет никаких точных фактов, подтверждающих наличие у Сталина внебрачных детей. Что, вообще говоря, несколько странно, учитывая бродячий бурный образ жизни этого человека до революции и какое-то время после неё.