15/03/21

«Батальон Риббентропа»: чем занималось это спецподразделение СС на территории Советского Союза

Личность Иоахима фон Риббентропа обычно связывают с подписанием Пакта о ненападении в августе 1939 года. Когда началась Великая Отечественная война, он до поры ушел в тень и предоставил главную роль генералам вермахта. После предполагаемой победы Риббентроп мечтал в договорах оформить новые границы Третьего Рейха, а пока взял на себя роль шефа особого батальона СС.

Охота на книги и картины

Новое подразделение было сформировано в 1941 году при министерстве иностранных дел Германии. Командовал им майор войск СС фон Кюнсберг. Главной задачей «батальона Риббентропа» был захват исторических и культурных ценностей СССР, вывоз ценной литературы, документов и архивных фондов на территорию Третьего Рейха. Проще говоря, эсэсовцы из батальона Риббентропа занимались грабежом на оккупированных землях. За годы войны нацисты разорили более полутора сотен музеев, находившихся на территории современной России, и столько же культурных учреждений на Украине. Точная цифра утерянных ценностей неизвестна, есть лишь приблизительное число – как минимум 1 миллион 177 тысяч экспонатов. Вопрос о такого рода мародерстве рассматривался на Международном военном трибунале в Нюрнберге, сотрудник «батальона Риббентропа» оберштурмфюрер Ферстер дал подробные показания о его деятельности. Сам Ферстер попал в плен в 1942 году. Вот что он рассказывал: «Задача батальона состояла в том, чтобы немедленно после падения крупных городов захватывать культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений, отбирать ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять все это в Германию. Так, из Царского Села батальон вывез имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. Даже китайские шелковые обои сняли со стен, а наборный пол вынесли в разобранном виде. Из дворца императора Александра были вывезены старинная мебель и богатая библиотека с 6-7 тысячами книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке».

На территории Украинской ССР орудовала 4-я рота «батальона Риббентропа». Самые серьезные убытки эсэсовцы нанесли Киеву. Он разграбили библиотеку Академии наук, Киево-Печерскую лавру, художественный музей Украины и музей Тараса Шевченко. Из музея западного и восточного искусства нацисты вывезли древнерусские летописи, первые печатные книги Ивана Фëдорова, грамоты русских царей и универсалы украинских гетманов. За годы войны нацисты из «батальона Риббентропа» смогли выкрасть несколько картин художников XIX века — Репина, Верещагина, Ге и Федотова. В Харькове из картинной галереи было вывезено несколько сотен картин и скульптур, среди которых были работы Айвазовского и Шишкина.

Выставка «достижений» батальона

Стараниями подопечных Риббентропа, в столицу Третьего Рейха отправились летописи Древней Руси, подписанные царями грамоты, первые печатные книги Ивана Федорова и Петра Мстиславца, крупная нумизматическая коллекция редких монет. Все это посылали в Берлин целыми эшелонами. В сохранившихся отчетах эсэсовцев за 1941 год о данных событиях сказано следующее: «Когда в конце сентября из отдела культуры рейхскомиссара было получено указание вывезти из Киева остатки художественных ценностей, все ценные в культурном отношении материалы были уже отправлены». Тем не менее спустя месяц в Германию отправили еще четыре десятка вагонов с художественными ценностями. Скорее всего, нацисты присвоили еще больше предметов, однако часть из них они забрали себе или отдали на обустройство нацистских канцелярий и кабинетов. В марте 1942 года в Берлине состоялась грандиозная выставка, демонстрировавшая награбленное в СССР. Риббентроп не скрывал гордости и удовлетворения от работы подшефного батальона. Он и сам был известным собирателем ценностей, поэтому немалая часть «трофеев» осела в его личных коллекциях. Что касается столичной выставки, то на ней было представлено более 37 тысяч томов из дворцовых библиотек Царского Села и Гатчины, 69 тысяч географических карт, 75 тысяч наименований географической литературы. После окончания мероприятия все предметы искусства распределили между высшими должностными лицами Третьего Рейха и чиновниками оккупационной администрации. «Батальон Риббентропа» существовал в течение трех лет, и был окончательно расформирован в 1944 году.