Знаете ли вы, что обозначают папуасские слова «тапорр», «ножа» и «глеба»? Звучит знакомо, не правда ли? И не зря — это ведь русские слова «топор», «нож» и «хлеб», немного исковерканные местными жителями почти за полтора столетия. Есть в языке туземцев Новой Гвинеи и слова «скирау» (секира), «гугрус» (кукуруза), «арбуз» и «рис». Все эти когда-то неизвестные им слова и называемые ими предметы подарил туземцам русский этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Впервые исследователь Юго-Восточной Азии и Океании прибыл в залив Астролябии на северо-востоке Новой Гвинеи в 1871 году и совершил туда всего три экспедиции общей продолжительностью в 3,5 года. Место его высадки до сих пор называется «Берегом Маклая» (Maclay Coast). Миклухо-Маклай изучал «папуасскую расу», ее культуру и общество и оставил о себе потрясающую память, сохраняющуюся до сих пор в мифах аборигенов. Неудивительно, что Миклухо-Маклай вызвал в 1871 году огромный интерес папуасов. Пока он изучал их, они изучали его. Весь его облик и поведение были столь необычны, что папуасы с их магическим сознанием приняли Миклухо-Маклая за божество, посетившее их в этом мире. Конечно же, об этих удивительных событиях папуасы рассказывали друг другу, снабжая рассказы все новыми деталями и интерпретациями. Так что в конце концов Миклухо-Маклай стал совершенно мифологическим персонажем.
Сначала прибытие Миклухо-Маклая в залив Астролябии вызвано у папуасов шок. Ученый в сопровождении двух помощников приплыл на русском корвете «Витязь», а когда аборигенов пригласили на корабль, капитан шутки ради дал залп в честь прибытия к цели после долгого путешествия. Побросав все подарки русских, папуасы бросились бежать в горы и принялись рыть могилы. Но конца света не случилось, и тогда они решили, что странный бородатый и белокожий человек — то ли бог Ротей, прародитель папуасов, то ли злой демон Бука. Белых людей они прежде не видывали и сначала ради осторожности даже попрятали всех женщин и детей. Путешественника прозвали позже «белым папуасом» — он и сам был этим доволен, так как стремился вести их образ жизни, чтобы понять его. Когда они увидели, что все же этнограф не злой дух, то склонились к тому, что это добрый бог Ротей, бог-созидатель. Папуасы были уверены, что Миклухо-Маклаю сотни лет, просто он перерождается в новом теле всякий раз после смерти. Так что понятно, почему он бывал в какой-то неизвестной им и далекой стране России. Просто душа Ротея поселилась в белом человеке из тех мест. С кожей связан еще один забавный момент — папуасы прозвали из-за нее Маклая «лунным человеком». Но сам ученый, постепенно постигавший местный язык, перевел это как «человек с луны» и думал, что о нем выдумали еще и такой миф: будто бы он прилетел с Луны.
Путешественник стал так знаменит среди островитян, что и сто лет спустя папуасы все еще называли детей именем «Маклай». Этим же словом многие из них до сих пор зовут всех европейцев и добавляют его к названиям многих вещей, которые связывают с его подарками. Несмотря на уважение, «бога» они все-таки побаивались и сначала старались не брать у него еду и лекарства, считая, что для них, простых людей, они могут быть смертельны. И, боясь смерти, не позволяли себя рисковать. Зато потом все-таки оценили лечение «белого папуаса» и ходили к нему за его «магическими» средствами. Авторитет белого человека был огромным, никто не смел ослушаться. Миклухо-Маклай даже улаживал конфликты между деревнями, когда видел, что назревает очередная война. Колдовские силы Маклая сомнения не вызывали: туземцы верили, что он может летать и думали, что он бессмертен; когда погода портилась, его уговаривали прекратить ливни, а увидев, как он поджег спирт, умоляли не сжигать море.
Миклухо-Маклай многому научил папуасов, дал им инструменты, семена разных растений: кукурузу, тыквы, арбузы, огурцы, хлебное дерево, манго, апельсины и лимоны. Жители одного из островов залива Астролябии особенно благодарны Маклаю. У них есть такая легенда: раньше все они жили, делая горшки и меняя их у соседей на еду. Но когда пришел «большой русский человек» Маклай и дал им железо, они научились сами работать и делать еду.
Маклай показал папуасам и новых животных. Так, он привез бычка, которого приняли за большую свинью с клыками на лбу. Его Маклай подарил своему первому папуасскому другу по имени Туй. Туй был тем, кто помогал Маклаю освоиться среди папуасов. Миклухо-Маклая так полюбили, что когда в 1971 году из СССР прибыли ученые, людей из «деревни Маклая» (так островитяне представляли нашу страну — деревней) приняли очень тепло. Да и до сих пор Россию папуасы считают дружественным им поселением. Время от времени папуасы устраивают театрализованные представления о прибытии «лунного человека» в память о нем, а с 2017 года 20 сентября Папуа-Новая Гвинея празднует годовщину дня высадки русского путешественника официально.
Миклухо-Маклай до самой смерти боролся против колонизации Новой Гвинеи и боролся за права аборигенов. Он искренне полюбил папуасов и, преодолевая недостаток денег, тропические болезни и голод, исследовал их и оставил богатое этнографическое наследие. Помня о его борьбе и доброте, папуасы почитают его за то, что он открыл их европейцам как равных людей в противовес тому, что обычно белые делали с первобытными народами.