Развитие науки и техники сегодня требует новой законодательной базы. В первую очередь это касается беспилотных летательных аппаратов. В данный момент уже внесены соответствующие изменения в постановления и кодексы. Однако и эти изменения необходимо дополнять и уточнять.
Изменения в законодательстве РФ
Еще совсем недавно подобные проблемы казались фантастикой. Однако сегодня законодатели вынуждены вносить изменения в прежние документы, касающиеся беспилотных устройств. Так, по словам авторов издания «Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации» под редакцией Г. Ф. Ручкиной, в 2018 году в Воздушный кодекс РФ от 1997 года внесены изменения, связанные с применением дронов.
В соответствии с упомянутым кодексом, под беспилотным воздушным судном понимается такое воздушное судно, которое требует управления и контроля во время полета лишь внешним пилотом. Впрочем, в Постановлении Правительства от 2010 года «Об утверждении Федеральный правил использования воздушного пространства Российской Федерации» уточняется, что беспилотники могут управляться автоматически или сочетанием двух способов: внешним пилотированием и автоматикой.
Нарушение воздушного пространства и регистрации
Так как в настоящий момент использование беспилотников регулируется на официальном уровне, многие обладатели этих аппаратов при незнании современных законов могут их нарушить, сами того не ведая. К примеру, Антти Суомалайнен, автор книги «Беспилотники: автомобили, дроны, мультикоптеры», утверждает, что любой человек, запускающий подобные технические устройства, нарушает воздушное пространство России, под которым понимается все пространство над территорией страны.
Сейчас законодательство в данной сфере пока не совершенно, и никто не будет штрафовать тех, кто «играет» с беспилотниками на пустырях. Однако, если следовать букве закона, все воздушные судна в Российской Федерации подлежат регистрации. Еще в 2016 году был принят закон, согласно которому радиоуправляемые средства, которые весят более 250 граммов, необходимо регистрировать в Федеральной службе безопасности, в результате чего владелец получает статус командира воздушного судна.
Проблемы ответственности владельцев дронов
Однако регистрации недостаточно для того, чтобы использовать дрон или другой аппарат в полной мере. Для того, чтобы запустить беспилотник над населенным пунктом, следует заручиться разрешением на то местных властей. Если во время полета будет осуществляться фотофиксация и/или видеосъемка, то необходимо пройти специальную сертификацию. Мало того, при невыполнении правил эксплуатации беспилотников его владельцу грозит административная ответственность, а при трагичном финале (к примеру, при причинении тяжкого вреда здоровью с помощью дрона) – уголовная.
Впрочем, большинство юристов признают, что отечественное законодательство в данной области требует существенной доработки. Так, юрист Ильдар Бегишев обращает внимание на то, что на сегодняшний день важнейшими целями законодателей в этом плане должны стать: выработка точного определения беспилотников, их стандартов и технических регламентов, а также правил эксплуатации беспилотных аппаратов и мер ответственности за ее нарушения.