18/10/25

«Без ноги, но с головой»: о чём адмирал Иван Исаков попросил Сталина перед смертью

Октябрь 1942 года под Туапсе едва не стал последней страницей в биографии одного из самых блестящих флотоводцев СССР — адмирала Ивана Исакова. Тяжелораненый, с развивающейся гангреной, он был доставлен в госпиталь лишь через двое суток. В полной уверенности, что дни его сочтены, Исаков написал прощальное письмо Сталину. Ответ вождя и последующие события стали легендой советского военно-морского флота.

«Зараженный» страстью к морю

Настоящее имя адмирала — Ованес Тер-Исаакян. Он родился в 1894 году в армянском селении Аджикенд и рано лишился отца. Решающую роль в его судьбе сыграл дядя, Петр Лауэр, инженер по профессии, но моряк в душе. Именно он, как отмечает историк Владимир Рунов, сумел «заразить» племянника страстью к морю, перевесив его юношеские увлечения литературой и театром.

Послушавшись семьи, Исаков поступил в Санкт-Петербургский Технологический институт, но, проучившись лишь год, последовал зову сердца. Он оставил институт и поступил в гардемаринские классы, чтобы стать военным моряком. Уже в мае 1917 года мичман Исаков начал службу на эсминце «Изяслав».

Его карьера развивалась стремительно. К началу Великой Отечественной войны он был вторым человеком в руководстве ВМФ, занимая с 1938 года пост заместителя наркома Военно-Морского флота, а в 1940 году получил звание адмирала. В его обязанности входила координация действий Балтийского и Черноморского флотов, а также нескольких военных флотилий.

«Буду продолжать бить врага!»

Когда на Кавказе сложилась напряженная обстановка, Сталин, которому, кстати, Исаков всегда был симпатичен, решил назначить адмирала заместителем командующего Северо-Кавказским фронтом. Как пишет Анатолий Митяев, автор издания «Книга будущих адмиралов», к сентябрю 1942 году неприятель занял почти весь Новороссийск и пытался через горы пробраться в Туапсе. В решающую точку боя прибыли сам командующий Иван Тюленев и его зам Исаков. Видимо, присутствие начальников сыграло свою роль, потому как врага все-таки удалось отбросить за перевал. Только вот адмирал оказался тяжело ранен: крупный осколок снаряда угодил Исакову в левую ногу.

Санитары медсанбата оказали раненому первую помощь, но в остальном они были бессильны: нужна была срочная операция. С большим трудом и только спустя двое суток Исакова удалось доставить в Сочи. Однако тем временем у Ивана Степановича развилась гангрена. Он полагал, что жить ему осталось недолго, поэтому, как утверждает Николай Кузнецов, автор книги «Адмирал Советского флота», ненадолго придя в себя, адмирал продиктовал послание Сталину. Исаков попросил вождя назвать его именем эсминец. «Буду продолжать бить ненавистного врага!» — писал Иван Степанович.

Голова и имя адмирала Исакова

Вскоре пришел ответ от вождя. Сталин пожелал адмиралу выздоровления, но, правда, и просьбу обещал выполнить. И случилось невероятное: Иван Исаков действительно пошел на поправку. Однако, как утверждает Сергей Ткаченко, автор книги «Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941-1942», левой ноги военачальник все-таки лишился. Когда встал вопрос об ампутации, Исаков сказал: «Спасите мне голову!». Примечательно, что именно голову Ивана Степановича ценил и Сталин. «Настоящий адмирал! – говорил Иосиф Виссарионович. – Умница, хоть и без ноги, но с головой!».

Лечение оказалось долгим. К службе на флоте Иван Исаков вернулся только в 1945 году. До конца дней его мучили боли, но чудесное исцеление подарило адмиралу еще четверть века жизни. В связи с тем, что Исаков остался жив, его имя тогда не появилось на борту ни одного эсминца. Тем более, что, как пишет Владимир Рудный в своей книге «Долгое, долгое плавание», Иван Степанович считал недопустимым называть корабли в честь здравствующих личностей. Однако впоследствии одно из отечественных судов все-таки получило имя «Адмирал Исаков».