Зимой 1939-40 года СССР вел короткую, но кровопролитную войну с Финляндией. Несмотря на то, что эта война, получившая в истории название «Зимней», завершилась победой нашей страны – СССР получил 11% территории Финляндии с крупным городом Выборгом – эта кампания обнажила многие проблемы, существовавшие в Красной Армии.
Особенно заметны эти проблемы стали после сражения у деревни Толваярви, где финны нанесли нашим войскам первое серьезное поражение.
Ход битвы у Толваярви
Сражение произошло 12 декабря 1939 года. Перед этим Красная Армия успешно наступала с 30 ноября, то есть, с самого момента объявления войны. 139 стрелковая дивизия, которой командовал комбриг Николай Беляев, за 10 дней нанесла финнам два поражения, и к 11 числу подошла к Толваярви. Эта деревня находилась в северном Приладожье, между озерами Суоярви и Толваярви.
Дивизия Беляева, имевшая в своем составе 718-й, 609-й и 364-й стрелковые полки, противостояла «группе Талвела», спешно собранной финской стороной перед угрозой наступления советских войск. Командовал этим соединением полковник Пааво Талвела.
Военные историки подчеркивают то обстоятельство, что в сражении у Толваярви советская и финская сторона впервые встретились в открытом бою, что называется «лоб в лоб». До сих пор финны весьма успешно реализовывали тактику «обойти на лыжах с тыла через лес — перерезать коммуникации – посеять хаос в рядах противника» и другие приемы партизанской войны.
Утром 12 декабря началась артподготовка с финской и с нашей стороны. Финны вначале были отброшены, но затем предприняли энергичную атаку и сумели окружить советские войска в районе турбазы, располагавшейся на перешейке между озерами. В одном из зданий турбазы был обнаружен убитый в бою командир 609 стрелкового полка. С наступлением темноты финны отступили. Утром Талвела вновь атаковал, и дивизия Беляева была отброшена, а через несколько дней и вовсе наголову разбита.
Причины поражения советских войск
В чем же была причина столь серьезной неудачи Красной Армии? Ведь, на первый взгляд, она нисколько не уступала финской ни численно (напротив, в этом у нас было превосходство), ни в техническом отношении.
Исследователи «Зимней войны» полагают, что дело в моральном духе войск. Десятидневный переход через глухие леса и бездорожье повлиял на физическое и моральное состояние бойцов. Финны чувствовали себя в этой местности как дома, они выматывали красноармейцев бесконечными налетами партизан на лыжах, непрерывной «работой» снайперов-«кукушек». В дивизии Беляева не было маскировочных халатов, из-за бездорожья и неразберихи бойцы с перебоями получали горячее питание, не было в достатке фуража. В результате к 11 декабря дивизия находилась в плачевном состоянии. Полки НКВД отловили в тылу почти 500 дезертиров.
Вторая причина – плохая организация. На дорогах, ведущих от границы к фронту, непрерывно образовывались пробки, и в результате артиллерия, танки и другая техника постоянно запаздывали, застревали на дорогах и не успевали поддержать пехоту. Крайне слаба была и авиагруппировка. За все время, пока 139 стрелковая дивизия вела боевые действия, наша авиация в небе так и не появилась.
Накануне сражения Беляев обращался к командованию с просьбой дать дивизии хотя бы сутки на отдых и обогрев. Кроме того, он настойчиво просил и требовал поддержки с воздуха. Однако, командарм Кулик не желал и слышать об отсрочке и распорядился дать бой.
Всю ночь перед сражением бойцы 139 стрелковой дивизии жгли костры в надежде на появление в небе советской авиации. Авиации не было, и Беляеву пришлось начинать бой без нее.
Итоги
В результате дивизия практически прекратила свое существование как боевое подразделение. Она отступала полностью деморализованная и утратившая силы к сопротивлению. Советская сторона потеряла 1000 человек, финны – около 100. На поле сражения осталось много брошенной советской боевой техники.
Беляев был признан виновным в поражении. Он и группа других командиров были сняты с должностей. НКВД настаивало на суде военного трибунала, но до этого дело, к счастью, не дошло. Дело ограничилось понижением.
Это сражение, как и вся война с Финляндией в целом, стали для СССР жестким, но эффективным уроком. Красная Армия получила бесценный опыт ведения боевых действий в условиях зимы, бездорожья и на болотистой местности. Кроме того, стала очевидна важность грамотной организации передвижения войск, использования некоторых видов современного вооружения, артиллерии, авиации и т.д.