11/11/22

Боевая парапсихология: как на самом деле её применяют в российской армии

То, что парапсихологию на службе ВС России одновременно называют лженаукой и одним из самых эффективных способов воздействия на противника в будущем, делает ее только загадочнее. В материале «Русской семерки» – разные мнения экспертов на этот счет.

«Вранье это все, лженаука»

Это мнение председателя комиссии по борьбе с лженаукой при президиуме РАН Евгения Александрова. По утверждению Александрова, боевую парапсихологию нельзя считать научными разработками, имеющими практическую значимость, по той простой причине, что это все выдумки. Ничего не доказано – ни передача мыслей на расстоянии с целью нейтрализации («перепрограммирования») противника, ни другие способы психического воздействия в боевых условиях. Минобороны в свое время просто выжимало средства из госбюджета на подобные «опыты» и «разработки», считает Евгений Александров. Борец с лженаукой полагает, что финишем подобного бюджетного «доения» было закрытие в/ч 10003, в которой занимались изучением «подобных лжеявлений». Борьбу с «лженаукой» в этой сфере РАН начала еще в 1990-е.

Согласно «Докладу комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований на Президиуме РАН 16 марта 1999 года», следовало бы запросить Правительство РФ на предмет того, чтобы оно обязало Минобороны проводить через экспертизы РАН все проекты техники, создаваемой военными по теме «боевой парапсихологии». В докладе ссылаются на деятельность в/ч 10003, скептически оцененную «Новой газетой», и пишут, что «ситуацию [с «боевой парапсихологией»] можно было бы значительно оздоровить», если бы к этому подключилась РАН.

К началу нулевых деятельность в/ч 10003 под давлением ученых была свернута. По официальным данным, аналогичную работу в США по тем же причинам (вследствие бесперспективности) прекратили еще раньше.

Другое мнение о в/ч 10003

Три года назад вышла книга «Пси-войны. Запад и Восток», написанная Алексеем Савиным, Борисом Ратниковым и Виктором Рубелем. Рубель физик, доктор наук, Савин генерал-лейтенант, тоже доктор наук, бывший начальник в/ч 10003, Ратников генерал-майор, контрразведчик, бывший замначальника ФСО.

В книге сообщается, что эта секретная воинская часть была сформирована еще в конце 80-х прошлого века. Подразделение находилось под «патронажем» Генштаба советской (впоследствии российской) армии. Описываются «битвы экстрасенсов» армий СССР и США («пси-войны»). По утверждениям авторов книги, боевая парапсихология успешно применялась в обеих чеченских кампаниях и «большого кровопролития при этом удалось избежать». Военные экстрасенсы якобы даже разработали наиболее оптимальный план решения данного вооруженного конфликта, но на «самом верху» к ним не прислушались.

«Противника видели насквозь»

Минобороны не сдает свои позиции по поводу точки зрения на боевую парапсихологию до сих пор. В 2019 году в номере издания МО РФ «Армейский сборник» вышла публикация полковника запаса, Николая Пороскова (ветеран боевых действий ряда локальных военных конфликтов в России и за рубежом, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»), «Суперсолдат для войн будущего». Поросков описывает методику воздействия на противника при помощи боевой парапсихологии в конкретных боевых условиях.

Поросков пишет, что при помощи «технологии метаконтакта» удавалось допрашивать пленных, видя их насквозь, понимая, что это за человек и какую реальную пользу он может принести. Спецназовцы обучались этой технологии в том числе и для того, чтобы в случае попадания в плен не «расколоться» самим. Технология метаконтакта, по утверждению Пороскова, способствует изучению иностранных языков, лечению в условиях боя, поиску схронов. Телепатии, утверждает автор статьи, военнослужащие учились, используя опыт работы с дельфинами. Поросков утверждает, что методики боевой парапсихологии позволяют воздействовать не только на людей, но и на технику, в том числе компьютерную, – дистанционно, вплоть до выявления баз кандидатов в члены террористических группировок.

Парапсихология (психометрия) до сих пор официально считается лженаукой. Ни одно из утверждений, касающихся эффективности «боевой парапсихологии» и исходивших от представителей Минобороны (равно как и других силовых структур), РАН как истинное не подтверждено и не одобрено. Более того, в бюллетене No 16 комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований «В защиту науки» парапсихология в очередной раз названа «несуществующим “явлением”».