16/11/22

Боевое задание Космодемьянской: что не так было с приказом Ставки №428

Подвиг Зои Космодемьянской – одна из самых неоднозначных и вызывающих много споров страниц Великой Отечественной войны. В стойкости юной девушки, удивительно твердо перенесшей пытки и принявшей смерть, мало кто смеет сомневаться. Гораздо больше обсуждений вызывает деятельность диверсионной группы, в которую входила Зоя.

Тактика «выжженной земли»

Тактика «выжженной земли», то есть уничтожение жилых построек, мостов и всего, что может дать хоть какой-то приют и отдых противнику, широко применялась в войнах на протяжении столетий. Красная Армия познакомилась с этой тактикой в ходе «Зимней войны» с Финляндией. Отступая, финны сжигали целые деревни и поселки, в некоторых насчитывалось до четырехсот домов. Сжигали дома, сараи, даже церкви. В результате солдаты РККА вынуждены были ночевать в сугробах. Кроме того, решимость мирных жителей, уничтожающих собственные дома, лишь бы они не достались врагу, действовала на советских бойцов угнетающе.

Подобная тактика применялась в СССР с первых дней войны. Оставляя города и поселки, специально созданные части НКВД взрывали заводы, фабрики, мосты, уничтожали все, что невозможно было забрать с собой.

Это стало одной из причин того, что к Москве поздней осенью 1941 года враг подошел измотанным и почти деморализованным.

Зная, что немцы совершенно не готовы к зиме (план блицкрига не подразумевал даже зимней формы для личного состава), Сталин и начальник Генерального штаба РККА Шапошников приняли решение продолжать тактику «выжженной земли» и под Москвой.

Приказ №428

Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №428 вышел 17 ноября. В нем говорилось: «Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния… Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в теплых домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия наших войск. На обширных участках фронта немецкие войска … вынужденно перешли к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог ... Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков … на холод в поле, выкурить их из всех … теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом — такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии…». В связи с этим приказывалось «Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог». Для выполнения этого задания в каждом полку надлежало создавать команды «охотников» (в смысле – добровольцев) для уничтожения населенных пунктов, и формировать отряды диверсантов-поджигателей.

В один из таких отрядов и вступила Зоя Космодемьянская.

Когда и почему поджоги прекратились

Пункт третий приказа №428 гласил: «При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Выполнить этот пункт было значительно сложнее, чем просто поджечь дома. Вывезти в тыл целые семьи, женщин, ребятишек, домашний скарб, в ситуации, когда враг наступает, было, подчас, совершенно невозможно. Кроме того, немцы занимали деревни и села так быстро, что иногда «уводить с собой» мирных жителей просто не успевали.

Поэтому в результате действий «охотников» и диверсантов-поджигателей без крова иногда оставались не только немцы, но и советские граждане. Именно по этой причине по воспоминаниям сельчан, на Зою, ведомую на казнь, набросилась с палкой одна из жительниц Петрищево.

Словом, довольно скоро в Ставке Верховного Главнокомандования поняли, что приказ №428 деморализует не только немцев, но и местных жителей, что женщины и дети остаются студеной зимой без крова, и это, конечно же, не прибавляет веса и авторитета руководству страны. Приказ был отменен уже 8 декабря.

А вскоре после этого в битве за Москву наступил перелом, и немцы начали отступать.