19/03/19

Бой под Дубно: почему СССР проиграл в крупнейшем танковом сражении

Официально наиболее масштабное танковое сражение произошло летом 1943 года под Прохоровкой, где сошлось 597 танков РККА и 311 немецких боевых машин. Она стала решающим эпизодом Курской битвы, однако, на самом деле, самое крупное танковое сражение развернулось на два года ранее Прохоровки, на Западной Украине, вблизи городка Дубно.

С 23 по 30 июня 1941 года в районе городов Дубно-Броды-Луцк происходило встречное танковое сражение, в котором приняло участие 3128 советских и 728 немецких танков, поддерживаемых 70 штурмовыми орудиями. По количеству техники, эта битва, продолжавшаяся 7 дней, превосходила Прохоровское столкновение в 4 раза.

Начало контрнаступления

На второй день войны подразделения 1-й танковой группы Клейста прорываются на стыках Владимира-Волынского и Струмиловского укрепрайона, что способствовало их продвижению к Киеву. Командование Юго-Западного фронта, понимая опасность, решило нанести по нацистам контрудар. Залогом успеха операции должно было стать четырехкратное превосходство Красной армии в танках, однако, на деле контрнаступление обернулось трагедией.

Для атаки планировались привлечь всю авиацию фронта и по замыслу командования удар по правому флангу немецкой группировки должны были обрушиться 4-й, 8-й и 15-й мехкорпуса с приданными стрелковыми частями. Левое крыло наступающих нацистов атаковали 9-й, 19-й и 22-й механизированный корпус, стрелковые соединения и 1-я бригада с противотанковыми орудиями.

До вступления в сражение большая часть механизированных корпусов закончили сложный марш, не соблюдая предписанные технические нормы. В результате подразделения были сильно растянуты, а состояние многих машин оказалось неудовлетворительным. Не сформировав единой группировки, утром 24 июня командование фронтом приказало 15-му корпусу генерала Карпезо перейти в наступление. Танкисты заняли город Радехов, после чего продвижение было остановлено.

Немцы, заметив скопление сил противника, изменили тактику. Они отказались от встречных боев, и перешли в оборону. Продвижение Красной армии сопровождалось огромными потерями в живой силе и технике. Похожая ситуация сложилась и на левом фланге.

Пока на флангах немцы оборонялись, на острие клина фельдмаршал Клейст развивал наступление. Утром 25 июня 9-й и 19-й механизированные корпуса, после 100-250 километрового марша, вышли к городу Ровно и нанесли удар по левому флангу 1-й танковой группы в направлении Луцк — Дубно. Боевые машины 19-го корпуса вскрыли оборонительные рубежи немецкой 11-й танковой дивизии и к концу того же дня заняли окраины Дубно, но был выбиты немецким контрударом.

Атака генерала Рябышева

26 июня на правый фланг немцев обрушился 8-й механизированный корпус генерала Рябышева. Войскам приказали штурмовать город Берестечко и выйти в тыл, рвущимся в Дубно немцам. Подразделения Рябышева в первые часы сражения разбила 57-ю пехотную дивизию противника и к концу дня продвинулась на 20 километров. Остановить 8-й корпус немцам удалось только при помощи авиации.

Фронтовое командование считало необходимым остановить наступление, доверить оборону пехотным дивизиям и отвести ослабленные механизированные корпуса на перегруппировку. Разрешения из Москвы не последовало и представитель Ставки, которым был Георгий Жуков, потребовал продолжать наступление. Растянутым по фронту подразделениям 8-го корпуса предстояло за несколько часов выйти из боя, без отдыха пройти 50 километров и выйти к новым рубежам и снова ринуться на штурм.

8 мехкорпус вошел в Дубно, и немцы бросили против Рябышева 7 свежих дивизий, после чего корпус наступать больше не мог. Приказ Ставки о наступлении решили провести силами подвижной группы Попеля, в которую вошла 34-я я дивизия, танковый и мотоциклетный полк.

27 июня вокруг Дубно начались сильные бои и для укрепления обороны немцы направили к городу 55-й армейский корпус. К 29 июня подразделения 8-го корпуса оказались в окружении. На следующий день немцы взяли в кольцо подвижную группу. 1 июля войска РККА получили приказ прорываться из окружения и отступать. На 30 июня Красная армия потеряла 2648 танков против 222 машин противника. О таком поражении советские историки старались не упоминать и заменили Дубно Прохоровкой.

Причины поражения

Жуков руководил сражением до 27 июня и пока войска действовали под его руководством, РККА выигрывала сражение. Оказались разбиты несколько танковые дивизии противника и мехкорпуса могли выйти в тыл силам вермахта. С 27 июня руководство взяли на себя Кирпонос и Хрущёв, не сумевшие сориентироваться в сложной обстановке.

Причинами низкой эффективности наших танков считают неопытность танкистов, отсутствие радиосвязи и не способностью брони Т-34 и КВ выдерживать попадание 88-мм немецких зениток. За один час эти орудия с далекой дистанции расстреливали по 20-30 танков.

Под Дубно боевые машины впервые встретились лоб в лоб, хотя по военным доктринам того времени танки не должны воевать с танками. Они предназначены для прорыва обороны противника и разрушения его коммуникаций. По этой причине у советских танкистов, в отличие от немецких, было очень мало бронебойных снарядов необходимых для уничтожения танков противника.