27/02/19
Фото из архива 15 ОСпН

Бой у высоты 715,3: как в 1999 году погиб отряд спецназа «Вятич»

В августе 1999 года ваххабиты из Чечни вторглись в Дагестан. Для отражения наступления боевиков прибыли дополнительные подразделения федеральных сил. Среди них – 15-й отряд внутренних войск «Вятич», более известный как Армавирский спецназ. Именно ему предстояло занять стратегически важную высоту 715,3. Но первоначально удачно проходившая операция окончилась в итоге практически полной гибелью отряда.

Роковая высота

Детали захвата высоты 715,3, называемой местными жителями Телевышкой, разрабатывались давно. На ней находился телевизионный ретранслятор, который действовал в пределах почти всего Новолакского района Дагестана.

План операции утвердил 9 сентября 1999 года командующий российскими войсками на Кавказе генерал-полковник Виктор Казанцев. В штабе полагали, что в районе высоты находятся не более 50 боевиков. Боевая задача была поставлена перед армавирскими спецназовцами.

Операция началась в 0 часов 40 минут 10 сентября. Пройдя под носом у ваххабитов, которые приняли спецназовцев за подмогу, военнослужащие внутренних войск заняли высоты и стали окапываться. В 6 утра командир спецназовцев майор Юрий Яшин доложил в штаб, что задача успешно выполнена.

Лишь спустя несколько часов «духи» наконец поняли, что высоту захватили чужие. Ваххабиты предприняли первую атаку, которая была отбита. Тогда террористы начали подтягивать подкрепление. Как позже вспоминал Яшин, им противостояли около 500 вооруженных до зубов головорезов.

Террористы обосновались на расположенной в 200 метрах от Телевышки высоте и открыли огонь по позициям спецназовцев. Последние пошли на штурм высоты, заняли ее, но были вынуждены отойти с потерями из-за значительно превосходящих сил ваххабитов.

Разгром колонны

Тем временем на подмогу Армавирскому спецназу в направлении 715,3 выдвинулась колонна бронетехники под командованием полковника Григория Терентьева. Однако боевики предусмотрительно организовали вдоль дороги засаду, и когда колонна втянулась в «карман», расстреляли ее с двух сторон. Были убиты 14 бойцов внутренних войск, многие получили ранение. Группа потеряла девять бронемашин – БТР и БМП.

Истекавший кровью Терентьев успел вызвать резервный отряд. На выручку товарищам сразу же бросились спецназовцы на двух БТР. Все они также погибли в неравном бою.

Приказы не обсуждаются

Разгромив колонну, боевики вновь сосредоточились на Телевышке. Спецназовцы оборонялись как могли. В этот самый момент начали происходить странные вещи. Заместитель Казанцева по внутренним войскам генерал-майор Николай Черкашенко отдает Яшину приказ немедленно оставить высоту и пробиваться через позиции террористов с боем.

Яшин не верит своим ушам: как так, ведь в разведке даже сержанты знают, что отступать тем же путем нельзя – вероятность засады очень велика. Спецназовцы по рации попросили огневой поддержки. Но Черкашенко был непреклонен.

Огонь по своим

Отряд принял решение разделиться. Первая группа (55 человек), которой руководил Яшин, примерно в 11 утра начала спуск, вторая же под командованием подполковника Виктора Гадушкина прикрывала первую. И здесь случилось то, чего все боялись, – разрядились аккумуляторы средств связи, коммуникация со штабом была потеряна. Бойцы не смогли сообщить, что при спуске они вступили в сражение с залегшими на склонах террористами.

Черкашенко же рассчитал примерное время, которое нужно спецназовцам для спуска, но не учел, что они задержались в бою с противником. В итоге авиация начала наносить ракетно-бомбовые удары по склонам, где продолжали сражаться бойцы внутренних войск. Первый же залп убил девятерых спецназовцев, 23 оказались ранены. А после этого позиции армавирцев начали утюжить ударные вертолеты.

Уже позже в интервью для одной из крупных газет Яшин привел свою версию случившегося. По его словам, боевики «прочесывали» радиоэфир, смогли выйти на штабную частоту и от имени Армавирского спецназа передали ложные координаты для удара.

Агония

Остатки «вятичей» скатились вниз по склону в лесополосу. Но их уже ждали. Боевики напали с двух сторон, силы были слишком неравны.

Агония отряда продолжалась несколько часов. Кто-то успел вырваться, унеся с собой раненых, но большинство остались лежать у подножия высоты 715,3. Немногие выжившие по одиночке или мелкими группами смогли добраться до расположения федеральных войск.

Потери Армавирского спецназа были колоссальны: со злополучной высоты не вернулись 80 бойцов, в том числе 11 погибли от «дружественного» огня своей же авиации. Боевики недосчитались 70 человек.

Уже позже на 715,3 были обнаружены обезображенные тела спецназовцев. Боевики жестоко добивали раненых и глумились над уже погибшими.

Суд

Обвиняемым по возбужденному уголовному делу проходил только генерал-майор Николай Черкашенко, разработавший план роковой операции. Он был признан виновным по статье 293 УК РФ «Халатность».

Однако в октябре 2000 года он попал под амнистию в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне. Реального наказания он так и не понес.