Старая Россия была преимущественно аграрным обществом, однако географические особенности страны не совсем соответствовали сельскому хозяйству. Длительные морозные зимы, короткое лето и низкая плодородность почв значительно усложняли жизнь русским фермерам. Более того, большая часть истории страны пришлась на период, известный как "малый ледниковый период", когда среднегодовая температура значительно ниже современных показателей. Отсутствие передовых технологий для обработки земли и морозостойких сортов злаков, выведенных селекционерами, делало жизнь непредсказуемой. Фактически, Россия находилась в зоне рискованного земледелия, что означало постоянную угрозу голода.
Скудность кормящего ландшафта значительно влияла на народную культуру. В частности, в земледельческом традиционном обществе всегда существовало очень четкое представление о том, какому возрасту пристало какое занятие. Жизнь повторялась циклически из поколения в поколение и те бедолаги, которые по каким-то причинам отличались от основной массы сельского люда и не могли влиться в общую струю, становились изгоями. Особо была незавидна участь старых дев: крестьянская мораль сводилась к тому, что главная задача женщины – рожать детей, в том же случае, если с решением этой задачи у селянки как-то не задалось, это вызывало неодобрение и удивление у любопытных соседей. Вдвойне странней, если у женщины не только нет детей, но и даже мужа. Когда все ровесницы выходили замуж, ее переставали звать в молодежные компании, но и общество замужних женщин ее не принимало.
В разных областях страны таких женщин называли по-разному (вековухами, браковками, перегодницами, залетными), но отношение к ним повсюду было примерно одинаково неприветливым. Им запрещено было жить отдельным домом, принимать участие в общих народных гуляньях и праздниках, порой им перепадала самая тяжелая и грязная работа по дому. Чаще всего они продолжали жить с родителями, а в случае их смерти — уходили «приживалками» в дома к старшим братьям. В таких случаях их участь становилась особо незавидной: им приходилось всецело посвящать себя уходу за племянниками, но нередко о благодарности со стороны родственников речь даже не шла. Недовольство родных объяснялось тем, что таких женщин приходилось содержать, в то время, как их более благополучные ровесницы сразу же после свадьбы отправлялись жить в дом мужа и вливались в его семью.
Они часто пользовались дурной славой у односельчан. Одинокие и забытые, они постепенно обрастали жутковатым ведьмовским ореолом. О них ходили недобрые слухи, шепотки, перетолки. И, пожалуй, не было в русском селе человека более нелюбимого и несправедливо униженного. Считалось, что старые девы могут осознанно губить почти вызревший урожай, делая так называемые «заломы» на созревающих колосьях. В некоторых случаях рассказывали, что браковки проводят свои ночи в обществе различной нечисти: чертей, домовых и даже самого Сатаны. Считалось, что злые духи проникают в дома старых дев через дымоход, обратившись в сонм огненных вихрей.
В конце XIX столетия в одной из Ярославских деревень было записано следующее предание: «В Давыдковской волости жили в одном доме две сестры-девицы. Одна из них была пожилая, другая – девушка-невеста. К старшей и прилетал каждую ночь огненный змей. Нередко, подходя к избе, посторонние слышали разговор, причем, кроме голоса хозяйки, явственно слышался и посторонний мужской голос. Войдя в избу, они никого не видели, кроме самой хозяйки. Посещая эту пожилую девицу, змей приносил ей деньги, и она, не получая ниоткуда никаких средств, жила очень богато. Умерла эта девица в ужасных мучениях. Говорят, что умирающую свою сожительницу змей хотел затащить под печку сквозь небольшое окошечко, но она не прошла и умерла тут».
Опознать браковку было очень легко даже по внешнему виду, так как в их костюме причудливо сочеталась детская и старческая одежда.
Перед тем как приступить к обсуждению особенностей наряда старых дев, необходимо обратить внимание на визуальные атрибуты их более удачливых товарок, замужних крестьянских матрон.
С самого первого дня замужества для русской женщины устанавливался ряд определенных запретов в одежде и внешнем виде. В первую очередь – им запрещалось впредь появляться на людях с непокрытой головой. А их гардероб пополнялся большими мешковатыми верхними юбками, так называемыми поневами, которые носились поверх нижней юбки или рубахи. Сверху на поневу замужняя женщина надевала обширный передник, а связывалось всё это многослойное убранство массивным поясом, известным как «гашник». По понятным причинам, старым девам поневы и гашники были не положены по статусу, равно как и право покрывать голову повойниками и кокошниками.
Так и приходилось им, седовласым, ходить без головного убора и в нарядах, которые больше подошли бы еще совсем юным девушкам. Однако костюм браковки столь же разительно отличался от наряда девочки, как и от одежд солидных матерей семейств.
В отличие от незамужних юных дев, им было строго запрещено носить всяческие украшения: серьги, яркие ленты в волосах, броские румяна – все это было недоступно для несчастных вековух. В их костюме было немало вдовьего: доминировали безрадостные темные цвета, серый, коричневый и, разумеется, черный. Визуально они представляли собой странный симбиоз девичьего и старческого.
Так им и приходилось жить, терпя общее неприятие.